"А почему ваш мальчик не делает "пока-пока", все детки в его возрасте это умеют?!" "А разве вы не играете с малышом в "Гули прилетели, шу, на головку сели", это очень обделяет ребенка?!" "Почему же маленький зайчик не разговаривает? Вот моя дочка в полтора года уже Байрона в оригинале декламировала, играя на скрипке одной рукой и рисуя картины маслом - другой..."
КТО Ж ИЗ НАС, молодых матерей, не слыхал такое от бесчисленных соседок, бабушек и просто незнакомых женщин... Апогей всего - выступление свекрови образца: "Я СВОЕМУ еще в роддоме читать начала, вот он школу с серебряной медалью и закончил, все подруги мной восхищались. А что из внука вырастет - ума не приложу. Виданное ли дело, в два года мычит, как глухонемая корова, ни тебе "Собачка гав-гав", ни "Свинка хрю-хрю". В общем, когда ребенку становится "положено" разговаривать, а он только хитро улыбается, армия бабок-соседок набрасывается на вас с граблями под лозунгом: "Немедленно к врачу! Нужно было Пушкина читать, а не телепузиков дурацких дитяте показывать".
Главное в этом деле - не запаниковать и не поверить воинственным старушкам хоть на секунду. Иначе вы - пропали. Начнете автоматически отыскивать на улицах и в поликлиниках бодро лопочущих ровесников вашего ребенка - первый укол в сердце. Однажды заметите, что ваш малыш ДЕЙСТВИТЕЛЬНО почти все время молчит, лишь тыкая пальцем в заинтересовавшие его предметы, - второй укол в сердце. Случайно перещелкнете телепультом на фильм про умственно отсталых детей и, рыдая, просмотрите его до конца - сердце уже дырявое, как шапочка для мелирования, я вас поздравляю. А когда вы кинетесь обзванивать всех знакомых логопедов и дефектологов, ваш мычащий молчун подойдет и внятно скажет: "Хватит болтать. Дай банан!"
Иди ты в ба...
Сначала в течение нескольких месяцев младенец произносит лишь звуки типа "ба, ба". (С другой стороны, я знаю одного вполне приличного мальчика, первым "грудничковым" словом которого было, извините, "Бля!".) Первое четкое слово может довести родителей до умопомешательского счастья в семь месяцев, а может, и в восемнадцать. Чаще всего это "мама" или "дада" - любое сочетание слогов, которые малыш надрессировался произносить в "младенческом детстве". Первые слова - как правило, существительные, обозначающие "ребенковажные" объекты: "киса" или там "птичка", если ваш отрок увлекается распугиванием голубей, например. Это могут быть описательные слова образца "хватит" и "еще". А то и, не побоюсь этого слова, иметь социальную значимость: "спасибо" или "здравствуйте". Ни в коей мере первые слова не связаны с интеллектуальным потенциалом малыша. Если его первым словосочетанием было "муси-пуси", он не обязательно станет Катей Лель. Также, если он охотнее говорит "на" вместо "дай" - это опять же не свидетельство его немеркантильного характера, просто в "дай" на целую букву больше, выговаривать сложнее...
После первого периода развития речи в голове вашего малыша выстреливает волшебная пушка. Способность детей понимать слова и произносить их проявляется взрывообразно, хотя, опять же, темп развития речевых навыков строго индивидуален. Ну, вспомните свои собственные уроки английского. Весь класс уже зазубрил "Ландан из зы кэпитал оф зы Грэт Бритэн", только Света Клюшкина намертво застряла на первом "зы", а Вася Мормышкин - на втором. А что вы хотите от младенца, год назад бывшего неприлично сказать чем. Исследованиями доказано: словарный запас двенадцатимесячного ребенка может содержать от 0 до 40 слов. В возрасте 24 месяцев ребенок либо пользуется десятью словами, либо их число может достигать... шестисот! Иногда бывает, что малыш усваивает новые слова каждый день. Но чаще всего это происходит лавинообразно, такую "словесную вспышку" называют "взрыв наименований". Пытливый младенец начнет гоняться за вами с криком: "А это что? А это?" Поверьте, многие родители нервничают много больше, чем расстраивались, покуда чадо молчало в тряпочку.
Имейте в виду - слово "ба" может означать и бутылочку, и бабушку, и президента Ельцина, и "иди ты в баню". Это объясняется тем, что малыш глотает концевые согласные, произношение которых для него может быть трудным. Ребенок может употреблять одно и то же слово для обозначения разных, хотя и близкородственных понятий. Ну там - "сок" в смысле "хочу сок", "не хочу сок", "дайте наконец попробовать пива".
В возрасте 18 месяцев ребенок, как правило, уже может связать два слова вместе, чтобы выразить мысль. "Мама книжка" может вполне означать "Почитай наконец" или "А папа мне показывает "Камасутру", в ней такие яркие картинки". Цельные предложения дитя, на радость родственникам, начнет выдавать в возрасте 24-30 месяцев. Ну а трехлетний карапуз будет уже болтать гораздо осмысленнее, чем ваш дедушка - ветеран Куликовской битвы. "Как правило", "должен", "вполне может" - это, опять же, условности. Истории про мальчиков, которые молчат до трех лет, а потом вдруг заговаривают со скоростью Валдиса Пельша, давно уже не редкость. Просто если ваш ребенок образца "стреляйте, гады, ничего не скажу", ему нужно просто помочь "развязать язык". Желательно не гестаповскими методами.
Как "развязать язык"
Извините за банальность, но чаще разговаривайте со своим ребенком. Когда едете в машине, когда толкаете коляску, когда едите и играете. Называйте части тела, когда меняете памперсы или одеваетесь.
Описывайте все, что происходит. Рассказывайте малышу о том, что происходит, когда вы занимаетесь повседневными делами: "Сейчас я чищу морковку, потом положу ее в кастрюлю, потом она сварится, чтобы ты ее выплюнул за обедом!"
Говорите медленно. Разговаривайте с ребенком короткими фразами и простым языком.
Обозначайте предметы.
Повторяйте фразы. Если ребенок говорит: "Пойдем дом", повторите правильно: "Да, давай пойдем домой".
Дополняйте сказанное вашим ребенком. Сказала ваша девочка "рыбка", дополняйте немедленно: "А еще бывает рыбка-акула, она тебя за пятку кусь!"
"Работайте лицом". Малыш должен видеть, КАК вы произносите то или иное слово, собезьянничает мгновенно.
Употребляйте личные местоимения.Типичный "родительский провал" - говорить о себе в третьем лице, причем по-дурацки сюсюкая: "Сейчас мамочка подотрет Сашеньке жопочку". Тьфу! Сразу употребляйте местоимения "я" и "ты", переучивать ребенка будет очень сложно.
Играйте в игры со словами. Помогите своему малышу установить связь между словом и делом. Сказали: "Вот сейчас я схвачу бабушку за нос" - так хватайте!
Ну и наконец, читайте вслух. Совсем не обязательно, чтобы ребенок, как приклеенный, сидел при этом рядом с вами и завороженно перелистывал страницы. Пусть бегает, прыгает, хохочет, иногда заглядывая в вашу книгу. А если вы прочтете пару фраз "дурацким" козлиным или утиным голосом - любовь младенца к книге зародится немедленно и навсегда!
Когда ваш ребенок подрастет и не будет закрывать рта, вы еще с умилением вспомните времена, когда он только мычал.