Скромность - это хорошо. Комплексы - это плохо. Где граница между ними? Все очень просто: комплексы - это такая скромность, которая уже мешает вам жить. Еще комплексы всегда связаны с заниженной самооценкой.
И если в семейной жизни для женщины это не всегда катастрофично (внушить ей, что она лучше всех, - обязанность всякого мужа-джентльмена), то на карьере комплексы сказываются самым пагубным образом.
Комплекс плохого профессионала. Мы все учились понемногу, и все время от времени халтурили: усваивали лишь часть излагаемого материала, экзамены сдавали по шпаргалкам... Если постараться, каждого из нас можно уличить в непрофессионализме. Главное, помните, что "каждый" - это не только вы сами, но и все остальные. Найдите примеры непрофессионализма в людях, которые часто указывают вам на ошибки, и вам станет легче. Постарайтесь восполнить пробелы знаний, которые действительно вам необходимы в работе.
Комплекс обостренного чувства ответственности. Распознать его в себе очень просто. Если вы замечали, что любой упрек, обращенный к коллективу, воспринимаете как свой собственный. Если выгораживаете подчиненного, потому что вам кажется, что его ошибки - это ваше плохое руководство.
Чем грозит вам развитие этого комплекса? Тем, что в итоге вы взвалите на себя непосильный груз работы. Вы устанете, забросите личную жизнь и... вместо награды получите упреки коллег в том, что не даете им действовать самостоятельно.
Комплекс неудачника. Вы часто задумываетесь о своем возрасте. Сравниваете свою карьеру с карьерой своих сверстников: один стал начальником отдела, другой занимает невысокую должность, но имеет большую зарплату. На вопрос, почему вас давно не продвигали по службе, вы находите массу причин, в большинстве из них виноваты вы сами: не проявили инициативы, опоздали со сдачей проекта, не настояли на своем.
Обычно, если вы сами уже смирились с тем, что вы неудачник, изменить ситуацию в коллективе, где вы уже давно работаете, очень сложно. Лучше поменять работу и начать карьеру сначала.
Комплекс отсутствия самореализации. Работа не должна быть в тягость. Что делать, время от времени нам приходится выполнять то, что делать совсем не хочется. И мы, надавив на собственное "я", усаживаемся за стол, читаем скучнейшие отчеты.
Работа, которая не доставляет вам удовольствия, подобна жизни с нелюбимым человеком: бросить не хватает смелости, но и продолжать такое существование нет больше сил. Вы становитесь злой, раздражительной, быстро устаете и, едва началась новая неделя, уже мечтаете о выходных.
Комплекс плохой внешности. Идеальных красавиц просто не бывает. У кого-то чуть длиннее нос, чуть толще талия, слишком короткая шея или оттопырены уши... Но большинство из нас не придает значения подобным мелочам. Если же вы попали в плен собственного несовершенства, ваше поведение может только акцентировать ваши недостатки. И, конечно, неуверенность отражается на карьере.
Комплекс победителя. Человеку с таким комплексом хочется всегда быть первым. Если кто-то в споре не становится на его сторону, значит, предает его. Общаться с "победителем" очень сложно. Да и ему самому не сладко от вечных угрызений совести: я мог бы это сделать лучше, зря я не настоял на своем.
Комплекс вечного согласия. Если человеку трудно сказать "нет", он вечно будет находиться под гнетом обещаний: шефу - ускорить написание отчета, коллеге - подменить его в ночную смену, подчиненным - повысить зарплату.
Как бороться с этими комплексами? Ну, во-первых, признать, что они у вас есть, - это уже полпути к победе. Кроме того, попробуйте намекнуть окружению о своих слабых сторонах. Комплекс, который перестает быть тайной, - это уже просто вредная привычка. Ее нельзя использовать против вас. В конце концов, привычку можно побороть.
Но со всеми ли комплексами стоит бороться? В конце концов, как сказал один классик: "Бить себя в грудь придумали для того, чтобы вывести из-под удара другую часть тела".
ОФИСНЫЙ АРГО
Действительно ли начальник думает то, что говорит, или его слова следует понимать иначе? Часто люди не знают, что подразумевает руководитель. Разобраться в этом помогут вам опытные немецкие языковеды, специализирующиеся на "офисном арго".
После болезни вы первый день находитесь на работе. Начальник говорит: "Хорошо, что вы снова с нами. Вижу, вы неплохо отдохнули". На самом деле это следует понимать так, что, по его мнению, вы устроили себе отпуск.
Начальник хвалит вас: "Такого усердного работника еще не было на свете!" В действительности он боится, что вы "подсиживаете" его, и хотел бы, чтобы вы попридержали трудовое рвение.
Вы с кем-то разговариваете в коридоре, а тем временем начальник проходит мимо. "Что-нибудь случилось?" - спрашивает он. Это следует понимать так: вам нечего делать и вы можете себе позволить болтать.
"Смело обращайтесь ко мне, если у вас проблемы с коллегами", - предлагает начальник. Это означает: докладывайте ему о настроении в коллективе.
Начальник упоминает вашу беззаветную преданность работе. При этом, однако, он имеет в виду: уж вы-то не переработаете! Или же он думает, что за дополнительную работу вы ждете особого вознаграждения.
ЛЕНЬЮ К УСПЕХУ
Жизнь в сумасшедшем ритме рано или поздно приведет к инфаркту, считает американский психолог Брайан Харрис. В книге "Ленью к успеху" он приводит рекомендации, как сохранить внутренний покой и здоровье. Так как же имитировать усердие, если вас одолела лень?
Всегда держите на рабочем столе надкусанную булочку. Это будет выглядеть так, будто вы прервали скромный обед ради срочной работы.
Никогда не берите отпуск одновременно с начальником. Это производит впечатление, будто контору закрыли. Кроме того, когда начальник отсутствует, вы сможете хорошо отдохнуть и на рабочем месте.
Никогда не показывайте, что вы полны сил и энергии. Ведь всегда существует опасность, что свежую лошадку заставят тащить самый тяжелый воз.
Когда коллеги говорят между собой, слушайте с пониманием и сочувственно кивайте головой. Тогда все будут считать вас благодарным слушателем и петь дифирамбы вашему интеллекту.
Почаще ссылайтесь на детей или внуков, если вы опоздали или хотите пораньше уйти. Если детей у вас нет, то рассказывайте об отпрысках родственников или соседей.
В присутствии начальника хвалите коллег. Это производит впечатление, будто вы сами - небольшое начальство.
Пополните знания о любимом виде спорта начальника. Ваша осведомленность, несомненно, растрогает его. Кроме того, вам не придется работать, когда вы будете слушать мнение начальника по поводу спорта.
Свои личные дела всегда устраивайте на работе. У других это создаст впечатление, будто вы трудитесь в поте лица. При этом следите, чтобы не погореть из-за телефонных счетов.
Знание - сила. Накапливайте важную и свежую информацию и используйте ее при всяком удобном случае.
УТРИ СОПЛИ, ШЕФ
Еще куда ни шло, если ваш начальник - женщина. Но да хранит вас небо от подчинения молодому мужчине. По крайней мере, так считают специалисты американской службы экономической информации Bloomberg Business News, которые провели опрос представителей сильной половины человечества в различных организациях. По мнению двух третей респондентов, лучше иметь руководителем женщину, чем молодого мужчину.
Более половины опрошенных мужчин признают, что лучше поладили бы с менее компетентным начальником, чем с бесхарактерным руководителем. 81% мужчин предпочел бы работать под началом менее компетентного, с профессиональной точки зрения, руководителя, чем под тщеславным начальником, который считает все успехи коллектива лишь личной заслугой.
Больше всего - 48% - возмущаются тем, что руководители трудовых коллективов постоянно закрывают глаза на "маленькие шалости" карьеристов и прогульщиков, если те в свою очередь "не обращают внимания" на слабости начальников.
Смотрите также:
- НОВЫЕ ВРЕМЕНА - НОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ. Поймешь себя - найдешь работу →
- Начальник - тоже человек →
- Удачный старт... →