Рюкзачок или портфель?

   
   

В первом классе я носила за спиной ранец . Во втором классе, однако, я не пожелала "казаться малявкой" , отстегнула у ранца ремешки и таскала его в руке, как портфель, чем сильно огорчала маму, которая полагала, что "односторонняя нагрузка" непременно доведет меня до сколиоза.

Лет 15 тому назад действительно бытовало мнение, что портфель "кособочит", а ранец распрямляет плечи. Казалось бы, теперь, когда в моду вошли рюкзачки, проблема решена...

Рассказать правду о вредоносном "грузе знаний" мы попросили детского ортопеда, заместителя главного врача Московской областной детской ортопедо-хирургической больницы Роберта Абрамовича Хошабаева:

- Проблема в том, что первокласснику ежедневно требуется на занятиях 5 учебников, 5 тетрадей плюс дневник, пенал, подставка для книг... А чтобы не заработать нарушения осанки, ему не следует поднимать, а тем более долго носить портфель тяжелее 2 кг. В этом случае портфель не вреднее, чем ранец или рюкзак. Так что я могу посоветовать только 2 варианта решения проблемы: либо иметь 2 комплекта учебников - один держать в школе, а другой дома (в портфеле остаются только дневник и тетрадки), либо проводить в школах спаренные занятия: например, 2 урока математики и 2 урока чистописания плюс физкультура или рисование - тогда в ранце первоклассника окажется не более двух учебников... Но эти вопросы, к сожалению, вне ведения родителей и зависят от возможностей школы.

Если же груз, ложащийся на плечи первоклассника, превышает 2 кг, то проблемы для позвоночника создаются вне зависимости от типа сумки.

Портфель - это нагрузка только на одну сторону тела. Обычно ребенок наклоняется в сторону от руки, отягощенной портфелем, - и со временем рискует заработать себе искривление позвоночника. Поэтому следите, чтобы малыш не носил тяжести все время в одной руке. Выработайте у него привычку регулярно (по мере уставания) перекладывать портфель из одной руки в другую.

Рюкзачок, если он тяжелый, заставляет ребенка наклоняться вперед, что также не лучшим образом отражается на осанке. К тому же узкие ремешки рюкзака, врезаясь в тело, сдавливают мышцы, сосуды и нервы, нарушают кровообращение в области надплечия и в воротниковой зоне - а следствием этого могут быть и головные боли, и повышенная утомляемость, и боли в спине и руках. Поэтому желательно, чтобы рюкзак был на широких ремнях и на твердом каркасе. В общем, лучше, чтобы он был похож на ранец - с твердой спинкой, хорошо прилегающей к спине ребенка и поддерживающей ее в прямом состоянии. Ремни обязательно должны быть широкими, плотными, на мягкой подкладке.

И не следует покупать первокласснику сумку, которую следовало бы носить на одном плече: ведь перевешивать что-то с плеча на плечо ребенку значительно труднее, чем перекладывать из руки в руку.

Гардероб для девочки и мальчика

ЩЕ с вечера у нас дома собралась вся семья - шестеро человек, не считая меня. Накрыли праздничный стол, вручали подарки: бабушка - удивительные кружевные воротнички, пролежавшие у нее в шкафу всю мою сознательную жизнь и вызывавшие мою вечную зависть и желание обладать ими. Дедушка - свою любимую ручку, черную с золотом и удивительно тоненьким стержнем. Родители - смешной ранец, приятно пахнущий новой кожей. А другие дедушка с бабушкой - совершенно невообразимый пенал. А все вокруг восхищались и восторгались, постоянно заставляли меня примерять довольно странное одеяние под таинственным названием "форма" и то ли грустно, то ли весело улыбались.

А на следующий день, встав чуть свет, все наше семейство отправилось в путь. Впереди гордо вышагивала я в отутюженном белом фартучке, с огромными бантами-пропеллерами и гигантскими ярко-красными гладиолусами наперевес.

Таким я и запомнила этот день - 1 сентября того далекого-далекого года. Таким хотела бы сделать его и для своих детей. Но как?

Начинается все, конечно, еще летом, с покупок. Тетрадки, учебники, ручки, рюкзак или сумка, ластик, карандаш - велико приданое первоклассника. Пусть он походит по магазинам вместе с вами, даже если он терпеть этого не может. Ведь так важно купить именно то, что ему понравится. Но вот проходит лето в разговорах о школе, уроках, в чтении книг и написании букв и приближается великий день. Праздник должен начаться еще 31 августа. Пусть будет так же, как, например, в Новый год. Пусть вся семья соберется за одним столом, мама испечет хотя бы самый простой тортик, украсив его чем-нибудь, вроде "1А класс" и тому подобное. Пусть, проснувшись в невообразимую рань от звона будильника, будущий первоклассник найдет рядом со своей кроватью какой-нибудь подарок - не игрушку, которую и в школу с собой не потащишь и расставаться с которой, даже до конца не рассмотрев, жалко, а что-нибудь очень нужное - набор фломастеров, красивый ластик, ручку, как у папы, и т. д.

И пусть в соседней комнате всем на зависть будет висеть полное обмундирование новоиспеченного школьника - красивое, новое, еще ни разу не надевавшееся.

А вот тут и встает один из главных вопросов для родителей. Может быть, второй по значимости, после "В какую школу отдать ребенка?!" А именно: "Во что ребенка одеть?" У школьной формы всегда были и сторонники и противники. Я, честно говоря, принадлежу к последним, ибо далеко не самые светлые воспоминания связаны у меня с этими коричневыми платьицами и черно-белыми фартучками: мрачно, тоскливо, ткань отвратительная, постоянно мнется, рвется, протирается. А эти жуткие воротнички? Каждое воскресенье заканчивалось отрыванием старых и методичным пришиванием новых воротничков и манжетов, за неделю из белых кружев успевающих превратиться в нечто невообразимое. Ничуть не лучше была и одежда мальчиков. Но все-таки форма выполняла свою главную функцию, уравнивая нас всех и спасая наших родителей от головной боли: юбка или брюки? Какой цвет? Какой материал? Удобно ли? Красиво ли?

"В чем отправлять ребенка в школу?" - с этим вопросом я обратилась к художнику-модельеру, художественному руководителю дома моделей "Президент-Сервис" Виктории Андреяновой.

- Я за корпоративность в одежде школьника. Вижу в этом свободу духа (кстати, и для родителей тоже).

Попробуем составить гардероб девочки:

1. Хотя бы один костюм (пиджак и юбка). Это может быть шерстяной габардин или твид.

2. Сарафан или юбка с грудкой на бретелях.

3. Брюки.

4. Жилет.

Плюс так называемые "начинки" - футболки, блузки, водолазки. Это достаточный набор вещей, чтобы обеспечить комплектность гардероба. А дальше фантазия, настроение и погода подсказывают варианты.

Но еще остаются платья. Кто сказал, что маленькое черное платьице - удел взрослых дам? Такое платье расширит возможности гардероба еще на 3 пункта (платье с жилетом или пиджаком).

Конечно, эта схема с гардеробом удобна, если все основные вещи подобраны по цвету. Например: костюм темно-синий, сарафан бордовый, жилет синий в тонкую белую полоску, брюки серые. А "начинка" может быть белая, голубая, серая, бежевая, салатовая и т. д.

Очень хорошо, если ваша девочка выберет для себя "свой образ" - кто я? "Маленькая леди" или "Пеппи - Длинный Чулок"? "Маленькая леди" с благодарностью будет носить классику - костюмчики строгого покроя, претендующие на английский стиль. А девочка-сорванец, темпераментное чудо, предпочтет пиджак, как бы с чужого плеча, с накладными карманами, и широкий короткий сарафан с одним карманом спереди, скроенный по типу мужской майки.

Что касается мальчиков, все еще проще:

-2-3 пары брюк - темные и светлые, на зиму и лето,

- пиджак,

- пара свитеров,

- обязательно один костюм, может, даже с галстуком. Пусть наших девочек окружают джентльмены! И "начинка" в виде рубашек, футболок, водолазок и т. п. И костюм для спортивных занятий.

Так что, дорогие мамы и бабушки, берите свое чадо и отправляйтесь в магазин. Или беритесь за иголку с ниткой, а может, и за спицы. И постарайтесь, чтобы у вашего ребенка был такой наряд, в котором и на день рождения к однокласснику прийти можно, и семь уроков подряд отсидеть, все перемены пробегав, т. е., чтобы был он и красивый, и удобный. Удачи вам! И с праздником! Ведь 1 сентября - это действительно праздник.

Смотрите также: