"Лишь на пенсии я стала жить для себя"

   
   

Недаром говорят: там хорошо, где нас нет. Работаешь на трех работах, вкалываешь на участке, детей воспитывать некогда, для того чтобы быть женщиной, не остается времени, да и какой наш мужчина даст тебе почувствовать себя слабой и беззащитной. И думаешь: вот выйти бы замуж за иностранца, уехать куда-нибудь за границу и жить там припеваючи. Но в "загранице" есть и свои прелести, и свои проблемы. Сегодня "ДМ" открывает своим читательницам некоторые стороны жизни немецких женщин трех поколений.

НЕМЕЦКИЕ старушки совершенно не похожи на русских. Они не горбатятся с мотыгой на дачах и огородах, не сидят, укутав сморщенные лица в платки, на лавочках, а живут такой полноценной жизнью, которую не могли себе позволить до пенсионного возраста.

Фрау Бригитте Ротерт немногим за 70 лет. Ее детство прошло в военной Германии. Самое страшное впечатление, которое осталось на всю жизнь, - бомбежка Дрездена, которая за ночь почти стерла город с земли. Но эта ночь спасла Бригитту и ее маму - через три дня их должны были отправить в концлагерь для евреев, но контора со списками была полностью уничтожена.

- Сразу после войны я стала учительницей русского языка. Тогда не хватало педагогов, потому что 90% прежних учителей были нацистами, и их отстранили от работы. Я превратилась во врага народа, потому что русских после войны ненавидели. Но всю жизнь я работала учителем русского языка.

- Русская женщина, отработав день на производстве, вечером работает и дома. И так всю жизнь. Это похоже на образ жизни немки того поколения?

- Меня всегда удивляло, что русские каждый вечер готовят для семьи горячее. У нас это исключено. А насчет образа жизни... У меня долгое время была только работа. Я не хотела выходить замуж, потому что в каждом немецком мужчине подсознательно подозревала того, кто в войну мог меня убить. В 40 лет у меня появился партнер, вдовец с четырьмя детьми. Все они были уже взрослыми, и только самого младшего я воспитывала с детства как своего сына.

- У нас принято помогать детям и внукам до тех пор, пока есть силы и возможности...

- Я тоже помогала сыну. Но несколько лет назад он погиб в автокатастрофе. Его жена с детьми уехала из Берлина. Я редко вижусь с внуками, может, раз в год, делаю подарки к Рождеству, однажды пригласила с собой в путешествие.

- Фрау Бригитта, а вы не боитесь одиночества? Вы работали среди людей, общались с сыном, а теперь совсем одна?

- Я очень много работала, у меня было по 70 часов занятий в неделю. А сейчас я могу жить только для себя. Я делаю зарядку, слежу за здоровьем, хожу в театры, галереи, читаю лекции о своем родственнике писателе Курте Тухольском. Два раза в год обязательно путешествую. Мой маленький рай - это деревушка в швейцарских Альпах. Вы не представляете, какая там природа! Горы, лес, цветущие луга - этим можно любоваться днями! И знаете, чтобы было удобнее путешествовать, я уже несколько лет изучаю английский язык. Когда же скучать?

- Для русских стариков нет ничего страшнее при живых детях оказаться в доме престарелых. Вы не боитесь этого?

- У нас сейчас строят такие дома, где каждый имеет свою квартиру и в ней массу кнопочек. По вызову сразу же приходят врач, сиделка, любой необходимый человек. Но я туда не очень хочу. У меня соседке 93 года, она всю жизнь была одинокой. Но она живет сама! Я знаю, что все мои приятельницы тоже живут отдельно, но они не боятся старости, потому что только теперь живут полноценной жизнью.

Смотрите также: