Разбор полетов (13.08.2006)

   
   

Многим сотрудникам кажется, что самое любимое занятие их начальника - устраивать разносы и ругать подчинённых. На самом же деле, редкий руководитель действительно любит критиковать своих подопечных. Но, к сожалению, время от времени делать это приходится, ведь иначе эффективная работа вверенного вам отдела просто невозможна. А раз без критики всё равно не обойтись, значит, нужно научиться делать это грамотно, так, чтобы ваши слова не обижали подчинённых, а помогали им улучшить свои достижения.

История болезни

ПЕРЕД тем как вызвать подчинённого на ковёр, руководителю стоит проанализировать не только совершённые промахи, но и личность сотрудника, оценить его опыт. Например, психологи считают, что не следует слишком жёстко критиковать новичков. Для того чтобы адаптироваться на новом рабочем месте, человеку требуется от трёх до шести месяцев. В это время он вряд ли сумеет работать в полную силу, поэтому требовать от него слишком высоких достижений бессмысленно. Конечно, это не значит, что нужно ждать полгода, для того чтобы указать на ошибки новому сотруднику. Просто постарайтесь сделать это как можно мягче и предложите способы исправления недочётов в работе вашего подопечного.

Если в роли проштрафившегося оказался опытный сотрудник, вначале предложите ему высказаться. Возможно, его оправдания действительно заслуживают внимания. Если же уважительных причин, по которым подчинённый не справился с работой, обнаружить не удастся, старайтесь критиковать не самого человека, а совершённые им поступки. Обиженный человек вряд ли будет внимать пожеланиям об исправлении допущенных ошибок. Поэтому подчинённый должен услышать от вас, что это не "он плохой", а "его работа выполнена плохо". Старайтесь реагировать на проступки как можно оперативнее. Ругая сотрудника за ошибку, совершённую месяц назад, вы рискуете столкнуться с непониманием - человеку трудно вспомнить, что именно он тогда делал. Кроме того, у него может сложиться впечатление, будто вы долго искали предлог для того, чтобы устроить разгон.

Бывает, что приходится по многу раз критиковать одного и того же сотрудника за одни и те же ошибки. Если вы столкнулись с таким "рецидивистом", одной лишь критикой не обойтись. Во-первых, проанализируйте собственные указания, возможно, они были недостаточно чёткими, если человек уже в который раз не может понять, чего вы от него хотите. Вас должно насторожить, если повторные разборы полётов приходится устраивать большому количеству сотрудников. Если дело всё-таки в самом работнике, то с такими людьми лучше расставаться без сожаления - они лишь расхолаживают остальных подчинённых, как бы показывая им, что за вашими замечаниями никогда не последует реального наказания.

Защитная реакция