Рабочей поверхности стола у Тани не видно, она завалена деловыми бумагами вперемешку с газетами, журналами, блокнотами. Стайкой стоят на углу столешницы чашки с остатками кофе, выпитого Таней ещё на прошлой неделе, досыхает порыжевший огрызок яблока...
СОСЛУЖИВЦЫ из деликатности не делают ей замечаний. Хотя очень хочется сказать: "Таня, когда же наступит время убрать этот свинарник?"
Такой же "творческий беспорядок" и в Таниной квартире. Стоит появиться в доме новой "поверхности" - гладильной доске или уютному креслу, как она в течение нескольких дней будет погребена под ворохом чистой или грязной одежды, постельных принадлежностей, бумаг, компьютерных дисков.
- Ну совершенно нет времени всё это разобрать. Я не аккуратистка. Я натура творческая! - улыбается Таня.
- Неряха ты в лучшем случае, но психологи считают, что это говорит о многом... - пугаю её я.
О чём это говорит?
ВО-ПЕРВЫХ, это указывает на неорганизованность человека. Отговорки о нехватке времени - попытка найти оправдание. Такой человек, как правило, опаздывает везде и всюду, забывает о порученных делах или в авральном порядке доделывает в ущерб сну и отдыху обещанное и заданное. Хаос царит не только в среде обитания, но и, как правило, в делах.
Правда, многие неряхи даже в беспорядке помнят, где что лежит. И из кучи бумаг вдруг вытаскивают телефонный счёт, который надо было оплатить... ещё вчера.
К беспорядку в собственной квартире Таня привыкла, она его почти не замечает. Её он устраивает. Но не всегда. Если предстоит приём гостей, то в дом она всё же стесняется их пригласить. Ведёт в кафе, потом занимает у знакомых деньги, потому что праздник, устроенный в стенах общепита, - удовольствие не из дешёвых.
Лихорадочно она убирает квартиру, когда к ней едут родственники. В шкафы комками упихиваются наряды, стопками по углам складываются книги, которые потом изящно прикрываются скатертью или простыночкой.
Во-вторых, психологи считают, что неряшливость и несобранность являются признаками скрытой депрессии, синдромом дефицита внимания или иного психоневрологического заболевания.
Если причина неряшливости - глубокий стресс или депрессивное состояние, то надо идти к специалисту. Но если человек готов бороться, то психотерапевт Игорь Васильев советует начать с малого.
• Придумайте новую систему хранения вещей. Разложите предметы по контейнерам, коробкам, ящикам, корзинам, папкам. Систематизацию начните с того, что складывайте в одну ёмкость вещи, подобные друг другу. Ручки - в одну коробку, чулки-носки-колготки - в другую. Похожие предметы должны лежать вместе, тогда их легче хранить и находить в случае необходимости.
• Не старайтесь "разгрести" беспорядок за выходные. Во-первых, жалко выходные, во-вторых, всё равно не справитесь. Объять необъятное невозможно. Поэтому разбейте работу на этапы. Сегодня раскладываем только одежду по полкам, завтра разбираем книги, послезавтра наводим порядок в тумбах письменного стола и т. д.
• Попробуйте заново расставить мебель. Возможно, вы складывали одежду в кучу просто потому, что шкаф неудобен или стоит не там, где следует. В самом шкафу размещение вещей тоже можно организовать по-новому. Например, на одну вешалку поместите сразу несколько вещей: жакет, юбку или брюки, подходящую к комплекту блузку. Тогда, одеваясь на работу, вам будет необходимо достать из шкафа только одну вешалку, а не пять, срывая одежду с которых вы в спешке будете примерять всё подряд в поисках наилучшего сочетания.
Заметьте, на то, чтобы убрать в шкаф всё, что не подошло в тот момент, потребуется немало времени после.
Избавляйтесь от ненужного. Сложите одежду, которую не носите или стала тесна, отдельно в коробки или мешки. Затем книги, журналы, которые вряд ли будете перечитывать. И вообще всё, без чего вы совершенно спокойно можете прожить. Это, как правило, тьма сувениров, поздравительные открыточки, несвежая косметика, надоевшие потёртые сумочки, мягкие игрушки, которые непонятно зачем вам дарят до сих пор. Игрушки отдайте подругам, у которых есть дети. Одежду можно просто отнести к любой церкви (аккуратно сложив и в чистом виде). Периодику - к мусорным бакам. Всё, что рука не поднимается выбросить, сложите в самый дальний угол антресоли, но аккуратно. Возможно, придёт идея, как эти вещи использовать, но лучше вспомните восточную мудрость: "Чтобы в жизнь вошло что-то новое, надо избавиться от старого". Кстати, это касается и человеческих отношений.
Китайское искусство фэн-шуй вообще считает, что тому, кто не способен избавляться от ненужного, никогда не поймать чудесной энергии "ци", которая несёт обновление, новые возможности, сметает препятствия и позволяет вкушать все радости жизни.
Так как же найти время, чтобы начать следовать тем советам, что были только что изложены?
Хотите навести порядок на рабочем столе? Останьтесь после окончания рабочего дня на 15 минут. Эти минуты используйте только на уборку. И так каждый день.
То же самое дома. Определите каждой вещи своё место. И если она лежит не там, где следует, верните туда, где ей надлежит быть. Тогда и с закрытыми глазами вы найдёте в считаные секунды то, что ищете.
Потратив время на уборку раз, вы ощутите, что начали его экономить.