Никиткино горе

   
   

РЕЗВЫЙ, общительный карапуз Никита, трех лет от роду, однажды утром категорически отказался идти в детский сад. Родители очень удивились: мальчику с первых дней понравился теплый, ухоженный дом с красивым сказочным названием и множеством ребятишек. Ребенок охотно оставался в нем до вечера и ни разу не попросил забрать его пораньше. А тут стоит, как нахохлившийся воробей, а в глазах - вот-вот готовые пролиться бусинки-слезки.

Померили температуру - в норме. На недомогание сынишка не жалуется. На каприз не похоже - Никитка вообще мальчик неконфликтный. И мама на один день отпросилась с работы: решила, что у сына сегодня просто настроение плохое - с кем не бывает! А если что не так, день наедине с ребенком обязательно покажет. Малыш сразу как-то повеселел, с удовольствием погулял на улице, с аппетитом поел, с азартом поиграл. Родители к вечеру решили, что все нормализовалось. Но наутро Никита снова и слышать не хотел о детском садике.

Все-таки каприз - решила мама и попыталась его уговорить, посулив вкусную компенсацию. Тот - ни в какую. Родительское терпение лопнуло, маленькую попку отшлепали. Но и "кнут" оказался не эффективнее "пряника". Мать, опасаясь нервного срыва у ребенка, снова осталась дома, а отец после работы зашел в детский сад. Тамошние сотрудники искренне удивились, что Никитка здоров, а в садик не приходит. Ничего необычного в его поведении накануне "забастовки" не припомнили. По совету знакомых обеспокоенные родители обратились к детскому психологу. Тот общался с Никиткой долго и терпеливо, пока наконец не докопался до сути. Оказалось, что у странного поведения малыша есть четкая и серьезная мотивация.

В тот злополучный день Никитка не в меру расшалился, и воспитательница решила его наказать - поставила в угол. Ничего особенного: хорошо себя ведешь - играешь с другими детьми, плохо - стоишь в заповедном углу и думаешь, как бы туда в следующий раз не попасть. Но вот неприятность: очутившись в углу, шалун незамедлительно захотел в туалет. Воспитательница подумала, что это еще одна шалость и не разрешила. Но ребенок не блефовал. Он воспринял запрет как дополнительное наказание и изо всех сил терпел. Но какое может быть терпение у трехлетнего человека? Не сдержался, и вскоре рядом с малышом образовалась лужица.

Воспитатель (от слова "воспитывать"!) приступила к своим прямым обязанностям и, указав на живое "наглядное пособие", объяснила группе, "что такое хорошо и что такое плохо". Дети стали смеяться и дразнить оконфузившегося товарища. Никитка плакал навзрыд. Наконец ему разрешили выйти из угла. Но играть он больше не смог: во-первых, штанишки были мокрые, а во-вторых, дети продолжали экзекуцию - уже "на общественных началах". Потом за Никиткой пришли родители, и он тихо побрел домой. Штанишки к тому времени высохли...

Этот рассказ был ответом психолога Любови Ледневой на вопрос корреспондента: в каком возрасте и кем может быть спровоцирована у человека агрессия к окружающим? Но специалист тут же оговорился - вина необязательно и далеко не всегда, как в этом примере, лежит на работниках детских и образовательных учреждений. Важно, чтобы родители, так же, как Никиткины, вовремя, "по горячим следам", посчитали необходимым разобраться в неадекватном поведении своего ребенка.

Смотрите также: