Клара Новикова - добытчица на три семьи

   
   

Мы говорим почти час. Ее менеджер и мой муж уже вовсю делают протестующие вращательные движения руками (закругляйтесь!). Мы попадаем под перекрестный огонь мужского негодования, но остановиться на полуслове невозможно. Накануне я прочитала ее удивительно откровенную книгу "Моя история" и, пребывая под впечатлением, очень боялась разочароваться от реальной встречи. Зря.

Потому что Клара Новикова - необыкновенно искренний и чуткий собеседник, талантливый и яркий человек, красивая женщина и самая потрясающе выглядящая бабушка. Она - разная и... одна и та же.

- Клара Борисовна, из вашей книги я узнала много интересного. В детстве вы отрезали рукава у шубы, чтобы сделать кошачий хвост. В юности ели в трамвае счастливые билеты, собираясь на свидание. Потом, зарабатывая на жизнь, чуть не угодили на санэпидемстанцию, моря крыс. Трудились на заводе по производству гвоздей... А перед церемонией вручения звания народной артистки вас укусил за ухо собственный спаниель! Как вы считаете, такое количество приключений - это приобретенное или уже на роду написано?

- Мне никто никогда не задавал этого вопроса. Не задумывалась об этом, но попробую ответить. Вся жизнь состоит из случайностей. И то, что вы назвали фатальностью, я называю продолжением. Видимо, мне так назначено - чтобы каждая случайность была ступенькой. Ведь ничто не говорило о том, что я могу стать артисткой. Напротив, всё было против того. Мама и папа и близко с артистами не стояли. И когда я говорю, что живу не благодаря чему-то, а вопреки, я не кривлю душой.

В моей программе "Что хочет женщина" был такой человек по фамилии Шапиро-Тулин. Очень интересный собеседник, член Академии естествознания. То, что мы не можем ощутить, потрогать, им-то он и занимается. Так вот он разложил карты и предложил мне показать на одну из них, после чего сказал, что моя планета говорит о том, что я - человек сражающийся и побеждающий. Ничего мне легко не дается, все через борьбу.

Сейчас мне очень любопытно пробовать себя в тележурналистике. Вы знаете, ко мне такие люди приходят! Фантастика! Мне безумно интересно с ними встречаться.

- Начинать существовать в новом качестве - это же сложно. Много затрат, душевных и физических. Успеваете?

- Я ужасно мало сплю. Мне жалко спать, жалко ничего не делать. Знаете, я сплю с включенным радио - неохота проспать что-то интересное. Вчера у меня была дочка с Лёвкой (обожаемый внук. - Прим. автора), так вот она среди ночи прибегает: "Мама, что это?" А я говорю: "Приемник. Потому что мне надо с чем-то засыпать и с чем-то просыпаться". Я могу при включенном радио читать книгу, делать что-то, но я должна посредством радиоволн успеть выхватить нечто из жизни. Мне катастрофически не хватает времени на ЖИЗНЬ.

- Во многих своих монологах вы говорите: женщина всегда должна оставаться женщиной. При любых обстоятельствах хорошо выглядеть. Это подчас непросто. Насколько я знаю, вам приходилось быть добытчицей в семье?

- Я и сейчас добытчица на три семьи! У меня есть отец, которому 87-й год. Он не захотел переезжать в Москву и живет в Киеве. Мамы уже нет. Поэтому я должна помогать ему и тем людям, которые его поддерживают. У меня есть дочь и внук. Ну и моя семья. Кстати, меня никогда не пугало слово "добытчица". Я люблю и хочу быть полезной близким людям.

- Темп жизни позволяет успевать "быть полезной"?

- Стараюсь. Хотя всё расписано по дням и часам. Иногда я себя жалею. Кстати, это самое неблагодарное дело. Жалею, потому что на многое не хватает времени, а с другой стороны, как подумаю, что если бы всего этого не было, что стало бы со мной?

- Карьера, успех - в этом безусловно огромная часть вас. Но есть и другая - семья. Чем занимается ваша дочь Маша, похожа ли на вас?

- Она - мама моего любимого внука Левки. Кроме того, Маша уже окончила институт и сейчас - в аспирантуре. Занимается изучением французского театра. Ее муж, кстати, тоже филолог. Оба они очень серьезные. Машин интерес связан с театром, а он преподает древнегреческий язык и античную литературу в университете. Это всё безумно интересно.

- Знакома ли вам проблема "дочки - матери"?

- В какой-то мере. Я - очень современный человек, могу понять и могу простить абсолютно все. И обидно, когда Маша говорит: "Ну ладно, мам, все, закончили".

Для меня самое чудовищное в жизни - это хамство. Я сразу теряюсь. И Маша это, вероятно, знает. Не скажу, что хамит, просто она таким способом меня останавливает. Я понимаю, что дочка выросла и может сама, без меня. Но она мне нужна! И я знаю, что чем дальше, тем больше и сильнее вырастет это чувство. А пока, я ее больше понимаю, чем она меня.

И еще Маша задумала фантастическое дело: я родила только ее, а она, очевидно, решила в обозримом будущем родить мне второго внука. Это потрясающе. Я Машу очень люблю и хочу, чтобы она в жизни состоялась, выразилась. И если Богу будет угодно, чтобы она состоялась в детях, это тоже великолепно.

Мы же все стремимся вырваться из дома, искать себя в профессии, забывая о том, что великое предназначение женщины - родить и воспитать ребенка. И если кто-то не понимает, что родить ребенка - это подвиг, значит, он вообще ничего не понимает.

- Женщины, особенно красивые и известные, боятся стареть. Запрещают фотографировать себя вблизи, мучают организм пластическими операциями, приходят чуть ли не в ужас от вопросов о возрасте. Вы от всего этого свободны. И все-таки, не страшно быть бабушкой?

- Вчера Левка был у меня. Провел со мной весь вечер. Мы с ним играли, ползали... Красота! Люблю ходить с ним в парк: я мчусь на самокате, он следом - на велосипеде.

Я не знаю, что такое "бабушка". Хотя, поскольку Левка - сын моей дочери, значит, я - бабушка. А на самом деле он - мой ребенок. Это тот мой ребенок, которого мне не хватило в жизни. Женщины, которые подходят ко мне в парке, спрашивают: "Скажите, пожалуйста, это ваш..." - и в замешательстве. Они не знают, как определить то, что для меня Левка.

Мне его родила Маша. Я же могла родить многих детей, но моя профессия и жизнь этого не позволили. Так сложилось...

Боюсь ошибиться, но во время последней фразы в глазах моей удачливой и талантливой собеседницы появился отблеск легкой печали. Женщина, чья профессия - веселить, грустила. Открыто. Так, как может позволить себе погрустить на людях на самом деле состоявшийся и по жизни твердо стоящий на ногах человек. На вопрос, как она праздновала 8 Марта, Клара Борисовна так же открыто ответила: "Маша не смогла приехать, поэтому одна".

Смотрите также: