76% студентов столичных вузов - выпускники московских школ. Прежде всего потому, что не все ребята из регионов имеют возможность приехать в столицу. Казалось бы, эту проблему должен решить единый государственный экзамен. Сдавать его можно будет в своей школе, а поступать по его результатам - в любой вуз страны.
Но в Москве не спешат опробовать это новшество.
О причинах и планах собственных нововведений мы беседуем с председателем Московского комитета образования Любовью КЕЗИНОЙ.
- Любовь Петровна, откуда такое осторожное отношение к единому экзамену?
- Нет, мое отношение - положительное. Директоров школ - тоже. К этому плохо относятся вузы. И их можно понять. Сегодня они хозяева в своей вотчине, а завтра уже нет.
Но мы действительно не спешим вводить единый экзамен. Потому что не претендуем на то, чтобы принять участие в эксперименте. Во-первых, в Москве много вузов. Для того чтобы ввести единый национальный экзамен, нужно согласие всех. А этого согласия нет. Во-вторых, эксперимент будет проводиться в 4 регионах. Даже если Москва будет пятым, для ребят из остальных 83 регионов не будет возможности приехать и поступить в наши вузы. И, наконец, есть целый ряд моментов, связанных с тем, что этот эксперимент должен быть еще очень хорошо проработан. И форма проведения, и содержание, и организационные вопросы - кто будет проводить, как и так далее. Я, например, считаю, что поручать это Центру тестирования Хлебникова, который создан при министерстве и берет сейчас за тестирование деньги, - абсурд. Если это государственное тестирование, то оно должно проводиться бесплатно. Нельзя собирать с родителей и детей деньги. Пусть за три года эксперимента будут отработаны все эти вопросы, и тогда Москва будет определяться с национальным единым экзаменом.
- А будет ли меняться сам процесс обучения в столичных школах?
- Да, будет. Сейчас наша главная задача - дать возможность ребятам самим формировать свою образовательную программу. К этой работе мы приступили 2 года назад, посмотрели сначала отдельные школы. А в этом году таких экспериментальных школ, которые отрабатывают нововведение, уже 10. Подведем итог и двинем этот эксперимент дальше.
- В чем суть новшества?
- Современное образование предполагает выбор. Но давайте посмотрим, кто его делает. Во-первых, есть разные виды и типы образовательных учреждений. Кто их выбирает: родители или дети? Родители. Дальше - учебники, разные программы. Кто выбирает их? Учитель. А что выбирает ученик? Ничего.
- Может ли он это сделать?
- И может, и должен. Ребятам надо дать возможность выбирать себе те предметы, которые им будут нужны. Возьмем 10-й класс. Учебный недельный план, если это лицей или гимназия, - 36-37 часов. Для базовых предметов определим, скажем, 24 часа. А остальные 12-13 часов отдадим старшекласснику. Он сам сообразит: нужна ему биология - он ее возьмет. А если она ему не нужна, а нужна математика? Он возьмет больше математики. Таким образом, он на оставшийся ученический компонент сформирует свою программу. Наберет то количество часов и по тем предметам, которые ему нужны. И у него отпадет необходимость в ущерб школьным программам заниматься с репетиторами, бегать на какие-то подготовительные курсы. Он будет уверен, что получит достаточный объем знаний для поступления в вуз. Ведь у нас сегодня большинство ребят приходят в старшую школу для того, чтобы свою судьбу связать с высшим образованием. Значит, они должны иметь возможность выстроить свою образовательную траекторию, начиная со старшей школы.
- Хотят ли этого сами старшеклассники?
- Я разговаривала со многими ребятами. Они ждут этого, приветствуют это. Спрашивают, когда это будет. Вот недавно я встречалась с ребятами одной из московских школ. У них сильный, требовательный преподаватель биологии. Она хочет, чтобы ее предмет знали все. А мне ребята говорят: "Ну скажите, пожалуйста, зачем нам это нужно? Ведь мы не пойдем ни в химический, ни в медицинский. Мы будем поступать в авиационный институт, а там биология не нужна". И они правы. А что будет, если в школе появятся еще три таких одержимых преподавателя? И заставят ребят учить то, что им не нужно. Да еще требовательно, проверяя каждый день. Правда, наши дети умные. Они сами выстраивают защитную реакцию. Вот сегодня меня спросили - завтра, значит, не спросят. Поэтому сегодня я могу дома не учить этот предмет. Дети защищают свой организм от перегрузок. Ведь они сейчас занимаются по 70 часов, а что будет, если каждый день нужно быть готовым и по математике, и по физике, и по литературе!
- Многие родители и по сей день спрашивают: не лучше ли "защитить" ребенка в частной школе?
- Нет. Среди негосударственных, как и среди государственных, есть и хорошие, и плохие. И мы всегда предупреждаем об этом прежде всего родителей. Не думайте, что, если вы платите за своего ребенка деньги, его будут хорошо учить. Посмотрите лицензию на образовательную деятельность, посмотрите устав: какие в него заложены моменты, связанные с обучением. Поговорите с теми родителями, чьи дети там учатся. Поговорите с самими учениками. Составьте для себя впечатление об этой школе. И только потом отдавайте ребенка.
- Как складывается в Москве соотношение государственных и негосударственных школ?
- Таких школ сейчас около 250. Для Москвы этого достаточно. Есть очень много интересных. Но новых теперь открывается мало. Все, кто хотел реализовать себя (я имею в виду преподавателей, директоров, учредителей), уже сделали это. Сейчас в Москве в негосударственных школах учатся только 3% детей. И период неопределенностей, шараханий прошел... Сейчас более или менее стабилизировалось все.