Две правды одной трагедии

   
   

В редакцию позвонила женщина и дрожащим голосом сообщила:

- Моего сына избили в школе. Учительница. Его вообще все время третируют, специально занижают оценки, постоянно наказывают. Детям не разрешают с ним дружить, хотя все к нему хорошо относятся. Просто нас хотят выжить из школы, и для этого все средства хороши... А вот теперь дошло дело до рукоприкладства. Вы уж, пожалуйста, разберитесь там...

К МОМЕНТУ нашей встречи Марина, мама Никиты (так зовут обиженных родительницу и ее сына), уже вполне справилась с волнением и проявляла чудеса самообладания. А уж ее уверенности в собственной правоте можно было только позавидовать. В этой школе Никита учится полтора года, с четвертого класса.

Марина очень хорошо помнит, что "замечательная" школа перестала их устраивать, когда Никиту пересадили с облюбованной им второй парты на четвертую. А его место занял некий Женя, до этого сидевший сзади. Взволнованной Марине учительница пояснила, что у Жени ухудшилось зрение и его мама попросила посадить сына поближе.

- Никита очень хорошо учится, - немедленно возмутилась Марина, - и я не хочу, чтобы он сидел сзади рядом с "двоечниками". - Она твердо стояла на своем, и учительнице в итоге пришлось провести небольшую рокировку в классе, чтобы и Никиту вернуть на прежнее место, и Женю посадить вперед.

Но этого Женю с его мамой Марина запомнила, и, как оказалось, не зря. "Очкарик", как презрительно называл его Никита, то и дело перебегал ему дорожку. Готовили сказку к Новому году, главную роль поручили Женьке. В начале пятого класса выбирали старосту - классный руководитель назначила опять его, хотя большинство одноклассников горой стоят, по словам Марины, за ее сына.

Мое предположение, что, возможно, Женю выбирают за какие-то заслуги, которых не имеет Никита, вызывает у Марины возмущение:

- У него одна заслуга: он сын учительницы музыки, поэтому и все лучшее - ему. Но я не собиралась с этим мириться. Даже к классной нашей подходила, а она мне: ваш сын хулиганистый, поэтому не может быть старостой в классе.

Когда я повторила слова Марины классному руководителю, она тяжело вздохнула:

- Никита - не без способностей, но очень своевольный, и это ему мешает. Он не утруждает себя поднятием руки на уроках, а отвечает, когда вздумается. Может среди урока сказать: мне нужно выйти - и, не дожидаясь разрешения, покинуть класс. Я несколько раз вызывала его маму, но она считает, что мы придираемся. Какие же придирки, если он чуть что - в драку.

А ВСКОРЕ между мамами Никиты и Жени вспыхнула настоящая война. Началась она из-за того, что Татьяна Николаевна, Женина мама, предложила Никите подружиться с ее сыном. Мол, Никита сильный, высокий, будет его защищать. Марина усмотрела в этом предложении подкуп и похвалила сына за то, что он отказался.

Татьяна Николаевна, разумеется, считает иначе:

- У Никиты и его мамы - мания величия и комплекс неполноценности одновременно. Женя объективно лучший в классе, он организованный, дисциплинированный и воспитанный, поэтому его и выбирают везде. Конечно, в чем-то к Жене проявляют снисхождение. Ведь он растет без отца, к тому же часто болеет.

Никите же, по ее мнению, снисхождение не требуется, ведь у него все есть, даже с избытком. Именно поэтому он и дружбу с Женей отверг, которую тот по доброте душевной предлагал товарищу, страдающему от одиночества.

Как бы то ни было, мамы воспылали друг к другу лютой ненавистью и, похоже, своим мальчикам просто не оставили выбора в их отношениях.

- На переменке мальчишки в шутку тузили друг друга, Женька тоже туда полез, упал - разбил нос. А сказал, что мой сын подставил ему подножку, - жалуется Марина. - К доске его вызвали, а он молчит. Небось и уроки не учит, мамочка-то под боком, всегда заступится. Мой Никита великодушный, стал ему подсказывать. Женька-то с его слов ответил, ему пять поставили, а моему - два. И я знаю, почему так происходит. Потому что Татьяна Николаевна ходит и всех настраивает против моего мальчика.

- У Никиты и так большие пробелы в воспитании, - жалуется в свою очередь Татьяна Николаевна, - а его мама только добавляет масла в огонь. Если Женю спрашивают на уроке, Никита не дает ему рот раскрыть. Тут же начинает подсказывать, комментировать или вообще отвечает вместо него. Может исподтишка подножку подставить, толкнуть. Спросите любого в классе, вам скажут, Никита драчун, каких еще поискать. И лезет к тем, естественно, кто слабее его. Так что даже если бы я хотела, мне не пришлось никого "подговаривать".

Еще об одной "шалости" Никиты мне рассказали его одноклассницы. На перемене Женя встал на стул и объявил, что завтра весь класс вместе с Татьяной Николаевной идет на экскурсию. "Эта музыка меня достала", - разозлился Никита и со всей силы дернул стул из-под одноклассника. Не удержав равновесия, Женя полетел на пол, чудом не ударившись об угол парты. Судя по всему, он рассказал об этом матери, поскольку на следующий день та в присутствии всего класса сказала обидчику: еще раз тронешь его - оторву голову.

Об этой истории Марина, по ее словам, слышит впервые и реагирует, на мой взгляд, весьма странно:

- Разве учитель должен так говорить ребенку: оторву голову?

То, что перед этим ее сын чуть не покалечил другого мальчика, в расчет не берется.

- Это была шутка. Наверняка все было не так, вам просто наврали про Никиту.

БОЛЬШОЙ скандал, из-за которого мама Никиты и звонила в редакцию, случился месяц назад. Пятиклассники после уроков собирались домой, но делали это довольно буйно. Носились по раздевалке, бросались сумками, отнимали друг у друга шапки. Маленький, но проворный Женька сумел выхватить шапку у рослого Никиты и закинуть ее на другой конец раздевалки. В отместку Никита зажал одноклассника между раздвижными вешалками и заставил просить пощады. Как раз в этот драматический момент проходила Татьяна Николаевна. Увидев, что ее сына обижают, она, как коршун, налетела на обидчика и отвесила ему несколько крепких подзатыльников. От неожиданности Никита выпустил свою "жертву", и тогда учительница музыки принялась трясти его за плечи, высказывая попутно, что думает о нем. Мысли свои она выражала совершенно не подходящими для учителя словами.

На следующий день мама Никиты положила на стол директору школы жалобу на Татьяну Николаевну и справку от врача, что ребенок из-за ситуации в классе находится в тяжелом психологическом состоянии. А еще через неделю Никита, оправившийся от стресса и помнящий о необходимости взять реванш, сцепился на перемене с Женей и разбил ему очки. И теперь уже Татьяна Николаевна пришла к директору с требованием: немедленно выгнать из школы "эту ненормальную семейку".

МАРИНА - молодая и очень красивая женщина, держится немного вызывающе и надменно. Мой вопрос: "Почему они не уйдут из этой школы?" - вызывает у нее искреннее непонимание.

- Здесь очень высокий уровень преподавания. Мне не все равно, в какой школе будет учиться мой единственный ребенок.

Пока Никита не пошел в школу, Марина не работала. Она все время проводила с ним, водила и в развивающие студии, и в бассейн. У ее родителей не было таких возможностей, поэтому все, что, как ей кажется, недополучила в детстве, она пыталась дать сыну. Но на свой манер.

В поисках качественного образования они сменили две школы. Из одной ушли сразу после первого класса - не понравилась учительница "началки", которая, по мнению Марины, слишком много внимания уделяла дисциплине, а не знаниям. В следующей проучились два года, но все же "контингент учеников и учителей" был настолько плох, что тоже пришлось уйти. Нынешняя школа вроде отвечает всем ее устремлениям: в престижном районе, с сильными учителями, с подходящими родителями...

Хотя в ее словах есть противоречие. Если эта школа такая сильная - значит, плохие отметки Никита действительно заслужил и никакого "заговора" против него нет. Если же к нему относятся субъективно абсолютно все (хотя, честно говоря, слабо верится в такое единомыслие), то стоит ли мучить ребенка ради того, чтобы доказать собственную правоту.

- Я его не мучаю, а учу отстаивать свои интересы, - парирует Марина. - Побеждает сильнейший, и он должен быть сильным, должен добиваться своей цели. И, в конце концов, разве мы не оказались правы? Ведь к моему сыну несправедливо относились, и Татьяна Николаевна избила его за невинную шутку. Но я добьюсь, чтобы ее уволили, а мы все равно будем ходить в эту школу.

УВОЛЬНЕНИЕ Татьяне Николаевне едва ли грозит. Хотя бы потому, что она мать-одиночка и, пока ребенку не исполнится 16 лет, она может спокойно работать там, где ей нравится. К тому же школьное большинство скорее сочувствует ей, чем осуждает. Да и сама Татьяна Николаевна так же относится к этому случаю: прежде всего с жалостью к самой себе.

- Конечно, я не совсем была права, когда ударила Никиту. А как бы поступили вы, если бы на ваших глазах обижали вашего ребенка? Тем более единственного долгожданного ребенка? - Татьяна Николаевна значительно старше Марины, не так безапелляционна, но в ее словах я вдруг улавливаю интонации мамы Никиты. - Ведь этот оболтус здоровый, на голову выше Жени. Много не надо ни ума, ни силы, чтобы справиться с маленьким.

- Но зато Никита гораздо слабее вас. Получается, что вы-то "справились" с маленьким?

- Некоторые дети по-другому просто не понимают, - тяжело вздыхает Татьяна Николаевна. - К нам все относятся очень хорошо. Учителя ведь сами родители и понимают, как трудно одной растить ребенка, тем более если он слабенький, часто болеет. Поэтому учителя и ученики стараются идти нам навстречу. А тут эта Никиткина мама, которая хочет, чтобы мир вертелся вокруг ее сына...

Наверное, подсознательно этого желает для своего ребенка любая мама. И вся проблема в том, как не перейти границу разумного. Границу, за которой мы из защитников своего ребенка превращаемся в обидчиков чужого. За которой любовь к своему оборачивается нетерпимостью к чужому. Как-то я наблюдала занимательную сценку. В санках восседал карапуз, которого мама учила съезжать с горки:

- Ногами не тормози, пусть тебе уступают дорогу. Видят же, что маленький едет.

Из нее с одинаковым успехом может получиться и мама Никиты, и мама Жени.

Смотрите также: