В этом театре занимаются самые разные дети. Рядом с благополучными на сцене выступают и те, от кого родители давным-давно отказались, и инвалиды. Возглавляет этот театр Наталья Кривенькова, которая из своего опыта знает, как тяжело попасть в благополучную жизнь людям с проблемами.
ОЧЕНЬ часто женщины либо сами инвалиды, либо с детьми-инвалидами на руках остаются одни, без всякой помощи. У Натальи, попавшей в тяжелейшую автоаварию, такая поддержка была: муж Володя и маленькая дочка Настюшка заботились о ней и нуждались в ней одновременно. Для тех же, кто лишен помощи близких, Наталья сама стала опорой.
Заниматься однообразной работой типа склеивания коробочек Наталье показалось унизительным. "Мамочкам так хочется жить полной жизнью, а им часто предлагают работу гораздо ниже уровня их возможностей". Так родилась идея объединить женщин-инвалидов шить костюмы - но не повседневные, а карнавальные.
Договорились с детским модельным агентством, и юные модельки, облаченные то в кринолины, то в скоморошьи наряды, ездили на разные выступления показать мастерство швей.
Модели
Первые свои модели у театра-студии исторического костюма появились из... детского дома. Наталья привезла свою коллекцию для показа в Салтыковский детдом, но девочки из модельного агентства почему-то не приехали. Время поджимало, зал наполнялся зрителями, и тогда Наталья решилась на неожиданный шаг: одеть в свои костюмы детдомовцев.
"Да что вы, они не согласятся!" - говорили ей воспитатели, созывая своих воспитанников. Девочки охотно - да и едва ли могло быть иначе - надевали на себя длинные пышные юбки, с удовольствием крутились перед зеркалом, поправляя декольте и парики. Нужны были и мальчишки. Наталья не просто демонстрировала коллекцию. При помощи костюмов создавались исторические миниатюры. Одна из них была на тему комедии Гольдони "Слуга двух господ". Не веря в успех предприятия, позвали ребят: может, кто согласится натянуть на себя чулки, камзол, парик и изобразить слугу?
Когда самый хулиганистый - по крайней мере, на вид - парень, в наколках и с серьгой в ухе, преобразился в слугу, в комнате на минуту воцарилась тишина. Ее нарушил мальчишечий голос: дайте и мне костюм. Пожалуйста.
Девочки
Катюше сейчас 17, в детдоме она уже 9 лет. Каждый день ездит из Салтыковки в Москву на учебу - в художественный лицей, и три раза в неделю на занятия в театр - изучать актерское мастерство, пластику, хореографию, историю костюма. Она давно стала своей не только в театре, но и в семье Кривеньковых: ночует у них, справляет свои дни рождения.
"Мы поначалу боялись ей делать замечания, казалось, это неудобно, - говорит Наталья. - Но есть вещи, которым учит только семья, детдом, даже самый хороший, это не может. Катюша как-то встает после ужина из-за стола, а муж ей: а тарелку за собой помыть? В детдоме-то они не приучены за собой убирать. Володя часто "читает лекции" и Катюшке, и другим девочкам: как вести себя с мужчинами, учит самообороне..."
Вслед за Катей в театр потянулись и другие. Верочке тоже семнадцать. Но в отличие от скромницы Кати, она была, мягко говоря, совсем не тихоня. И на учете в милиции состояла, и воспитателям не боялась нагрубить, и дверью в кабинете директора могла хлопнуть. Конечно, превращения легко и быстро не происходят. И все же, впервые надев длинное до пола платье со стоечкой, подобрав волосы в высокую прическу, Вера и сама невольно выпрямила спину, подняла голову. Играя в светских дам, девочки перенимают их манеры, может, и образ жизни сумеют перенять.
Мальчики
Наталья всех своих подопечных называет уменьшительными именами. Даже мальчишек. Димочка в театре самый взрослый. У этого высокого, статного, симпатичного парня редкое заболевание опорно-двигательного аппарата - как у Островского. Постепенно срастаются межпозвонковые диски, что впоследствии приводит к полной неподвижности. Чтобы этого не произошло, ему надо как можно больше двигаться. Поэтому он наравне с другими занимается пластикой и хореографией.
Каждое движение причиняет ему боль. Но чтобы не выглядеть слабаком перед девочками, он не показывает вида и продолжает танец. Лишь лицо белеет от боли. Тогда Наталья отводит его в сторонку: посиди, отдохни.
А Илюшу в театр привела мама, после того, как посмотрела представление. Как часто бывает, когда семья состоит лишь из матери и ребенка, она полностью подавила сына, сама выбирала ему и одежду, и хобби, и друзей. И хотя театр был ее выбором, привела она сына сюда, чтобы вернуть ему самостоятельность.
Театр
В семейной сценке Верочка изображает маму, прогуливающуюся в парке с дочкой. Мама тщетно пытается успокоить раскапризничавшуюся девочку. Но тут появляется папа - Илья, которому удается успокоить дочку.
Дочку играет Иришка. Астматик и аллергик, ее жизнь полна всевозможных ограничений. Даже на совместных театральных чаепитиях она лишь присутствует, но ничего не пробует: нельзя. Несмотря на трудности, ее мама не захотела, чтобы дочке дали инвалидность. "Мы справимся с этим", - уверена она, не желая, чтобы хоть что-то напоминало о болезни, когда ребенок выздоровеет.
По словам Натальи, она никогда не думала, что будет заниматься реабилитацией инвалидов и проблемных детей. Хотя, возможно, в этом есть какая-то закономерность: побывав между жизнью и смертью, начинаешь по-другому смотреть на мир.
Она не считает, что идет на какие-то жертвы. То, что у нее дома постоянно ночуют девочки из детдома, то, что она без всякой зарплаты занимается с детьми. Да и за занятия почти никто из родителей не платит - небольшие суммы вносят только самые обеспеченные, причем которые сами себя таковыми считают. Для Натальи Кривеньковой такая жизнь - нормальна. Она счастлива, что может что-то дать другому человеку в жизни, помочь не расслабиться, не пасть духом.
Сейчас они подали заявку на участие в конкурсе, который проводит среди детей-инвалидов Международный фонд "Филантроп". Лауреаты этой премии получат гранты, и Наталья надеется, что, может, и их театр окажется в числе победителей:
"Это бы так поддержало всех тех, кто нам помогает. И нашего режиссера Елену Смирнову, без которой театра не было бы, и наших преподавателей, и наших замечательных швей..."
Смотрите также:
- Агриппина Стеклова не хотела быть актрисой →
- Угри вызывают комплексы у подростков →
- Инна Гомес: девушка без грима →