Под защитой расприватизации

   
   

Можно ли защитить одиноких стариков от посягательств на их единственное "богатство" - жилье? С выходом Изменений и дополнений в закон Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" сделать это стало возможно.

Основные положения закона комментирует председатель Комиссии по жилищной политике Мосгордумы Галина ХОВАНСКАЯ.

- Прежде всего хочу обратить ваше внимание, что в этом документе узаконена не только возможность приватизации квартиры коммунального заселения, но и заложен принцип пропорционального определения доли в праве на коммунальное имущество. Другими словами, если вы владеете комнатой площадью 30 квадратных метров, значит, ваша доля в общем коммунальном имуществе в три раза больше, чем доля того, кто владеет комнатой 10 квадратных метров. Это логично, но это, кстати, не значит, что вы можете распоряжаться кухней в той же пропорции - доля абстрактна и имеет смысл тогда, когда вы платите за содержание и ремонт жилья - пропорционально количеству метров несете большую нагрузку. Оплачивая отопление, вы также несете большую нагрузку, что, согласитесь, справедливо. Но и тогда, когда вы продаете жилую площадь, - ваша доля также пропорционально больше, что также справедливо...

- А как же урегулировались вопросы до этого?

- По-разному. Нередко чиновники ссылались на ту норму Гражданского кодекса РФ, которая утверждала: если в законе не определено, как делятся доли в общем имуществе, то они считаются равными. Поэтому, например, представитель Госстроя говорил на заседании рабочей группы: при определении долей в коммунальном имуществе мы опираемся на закон. Нет, отвечала я, откройте Гражданский кодекс и посмотрите - там этого нет. И если мы это не определим в законе о приватизации, то доли будут считаться равными, что совершенно не логично и не справедливо.

Кстати, принцип пропорциональности заложен в законе о Товариществах собственников жилья: там та же логика: чем у меня больше площади, тем за большее я отвечаю, но и дороже продаю в случае сделок с жильем.

- Галина Петровна, а правда что сейчас можно расприватизировать свою квартиру без суда?

- Да, в законе появилась новая статья, согласно которой, "граждане, приватизировавшие жилые помещения, являющиеся для них единственным местом постоянного проживания, вправе передать принадлежащие им на праве собственности и свободные от обязательств жилые помещения в государственную или муниципальную собственность, а соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления или уполномоченные ими лица обязаны принять их в собственность и заключить договоры социального найма этих жилых помещений с этими гражданами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации". Это принципиальная новация.

- И чем она продиктована?

- Видите ли, как законодатель я искусственных норм не придумываю. Так было и с этой законодательной инициативой. Ко мне на прием приходили люди, как правило, немолодые и рассказывали о том, как изматывают их хождения по судам с единственной целью: вернуть государству приватизированную в недавнем прошлом квартиру. А что такое обратиться в суд? Нужно иметь крепкое здоровье, деньги и хорошего адвоката - тогда у тебя есть шанс выиграть.

Обращались же люди в суды с просьбой, как они говорят, "расприватизировать" квартиру по разным причинам. Во-первых, некоторые потеряли льготы, например инвалиды: у них есть льготы по оплате социального жилья, но нет по жилью приватизированному. Эти люди - социально незащищенная категория, а собственность - это бремя: оно не только дает какие-то права, но и накладывает очень серьезные обязанности на гражданина, и в силу Гражданского кодекса это бремя он должен нести в полном объеме. Когда оно ударило по карману, человек почувствовал, что это ему невыгодно. Правда, сегодня, учитывая, что собственник у нас нищий, мы даем ему массу всяких льгот, пытаемся смягчить это бремя на период реформ.

Итак, первая причина - утрата льгот. Вторая причина тоже материального характера. Люди боятся роста налога на недвижимость, и обоснованно боятся: во всем мире налог на имущество солидный; и то, что у нас целый ряд категорий граждан освобождены от уплаты этого налога - мера временная, и многие это прекрасно понимают.

И, наконец, еще одна причина: криминал, который давит на человека: "Продай! Подпиши!" И не всегда это бандиты. Нередко давление оказывают и ближайшие родственники.

- До сегодняшнего дня вопрос о возврате квартиры в обратное состояние даже в суде решался не всегда в пользу истца. Порой человек долго доказывал, что он был "не в себе", не осознавал последствия своих действий при приватизации - только тогда можно было расторгнуть договор о приватизации жилья. Или в суд обращался прокурор, когда были нарушены права несовершеннолетних детей.

- Необходимо отметить, что процедура в суде иная: жилье не деприватизировали, а признавали сделку недействительной, после чего стороны возвращались в исходное положение, которое было до сделки. Таким образом, теоретически, человек мог еще раз реализовать свое право на приватизацию квартиры.

В нашем же случае - это абсолютный и окончательный отказ от права собственности на квартиру, то есть, если хотите, своеобразный защитный механизм от криминала. Человек может сказать: я квартиру деприватизировал, и повторно свое право на приватизацию реализовать не могу. И не трогайте меня - это городская собственность.

Кстати, важная деталь: эта поправка касается только собственников, имеющих единственное жилье.

Смотрите также: