Как растить настоящего мужчину

   
   

Когда рождается рыцарь?

...По лугу прогуливается молодая мама с двухлетним мальчиком. Карапуз отважно и сосредоточенно шагает, преодолевая высокую траву, а мама идет сзади, ахает, что ему трудно, и порывается взять его на руки.

А вот по гладкой и ровной дорожке бежит мальчуган. Вслед - крик мамы: "Павлик, не бегай! Споткнешься и упадешь!"

Интересно, мамы двухлетнего малыша и Павлика часто возмущаются современными мужчинами? И кто вырастет у них? Отсутствие истинно мужских качеств некоторых ребят - прямое следствие запретов бегать по тропинке. Можно предвидеть, как мама карапуза, выгуливающая его на лугу, лет через десять будет ругать сына за то, что он пасует перед трудной задачкой, бежит сразу к родителям за помощью. А потом он и бежать ни к кому не будет, просто станет уходить и от высоких трав, и от трудных задач в мир безмятежного "балдежа".

Разумеется, все эти нелепые запреты облекаются в благородную форму заботы о ребенке. Но неиспользуемые резервы человеческого организма, в том числе детского, огромны. И насморк не появляется в период интенсивных физических нагрузок, испытаний. Видя перед собой цель уберечь чадо от тягот, трудностей, дискомфорта, мать, осознанно или неосознанно, стремится сохранить собственное спокойствие - за счет гармоничного развития сына. Могут возразить: "Будешь трястись, если единственный ребенок". Да, природой материнская сердобольность рассчитана на 7-10 и более детей, и нужна немалая сила воли, чтобы сознательно сдерживать проявление беспокойства за единственное чадо. То есть, конечно, беспокоиться, но больше про себя. Не всем мамам это удается. Но что делать, если в тепличных условиях мальчик гибнет как мужчина?

Матерям в одиночку еще труднее вырастить полноценных мужчин-рыцарей. И так мужское влияние на следующее поколение в обществе с каждым десятилетием уменьшается, растворяются нормы истинно мужского поведения, исчезает традиционное понятие о мужской чести. А поскольку число женщин, решающих родить ребенка вне брака, растет, то и "полумужчин", от которых потом женщины будут шарахаться, становится больше. Не случайно психологи отмечают, что у сыновей одиноких мам часто проявляются психопатические черты характера, и изрядную часть невыносимых в семейной жизни мужей составляют именно они.

Сплошь и рядом приходится слышать возгласы негодования и удивления женщин по поводу безрассудства молодых парней, их моды гонять на бешеной скорости на мотоциклах, тяги к криминальным группировкам, ко всякого рода авантюрным или просто опасным выходкам, экстремальным по сложности походам в горы, в тундру, тайгу, причем без достаточной подготовки. Можно пытаться не пускать, можно смириться, однако приходится и разбираться в причинах, это породивших. Безусловно, здесь присутствует вызов. Но кроме этого - формы компенсаторного самоутверждения. У мальчишек, а потом юношей, мужчин не удовлетворяется биологическая потребность в опасностях, риске. Мальчику сызмальства нужны борьба, препятствия, физические и моральные тяготы. Без них он, в отличие от женщины, разлагается. Ведь мужчина самой природой ориентирован на поиск, связанный с риском.

Именно трудности, лишения, опасности, порой нечеловеческие усилия, даже страдания сделали нас людьми, создали тот образ истинного мужчины, о котором сейчас мечтают многие женщины. На всех этапах эволюции в природе идет естественный отбор. Никто его не отменял и сейчас, несмотря на успехи медицины. Природа "коварна", подстерегает нас новыми испытаниями, где мы их не ждем. Выживает тот, кто приспособился к более трудным условиям, преодолевал что-то. Кому было легко, у того ослабевают адаптационные свойства. При тяжелом испытании, осложнении он погибнет скорее.

В то же время матерей, которые считают, что сына ни в коем случае нельзя нежить, иначе из него вырастет хлюпик, подстерегает опасность впасть в другое заблуждение. Это когда женщина придерживается жесткой позиции, мол, надо больше с сына спрашивать, держать на дистанции, в ежовых рукавицах, почаще наказывать и - никаких сантиментов, телячьих нежностей. Но у холодных, отстраненных матерей часто вырастают неуверенные в себе, "закомплексованные", лишенные шарма мужчины. А далее выстраивается пренеприятная последовательность. Жены таких мужчин передают детям неуважение к отцам, да и к самим детям, напоминающим не очень почитаемых ими мужей, часто не питают сильных материнских чувств. В результате мальчики вырастают с изъянами в эмоциональной сфере - неуверенными в себе либо агрессивными.

Случай из жизни - к вопросу о золотой середине. Одна женщина растила сына так вот "по-спартански", лишив его ласки, сочувствия, понимания. Мол, ты - мужчина, ищи выход из положения сам, защищайся тоже сам. Он и защищался. А теперь пора мать от него защищать. И сколько бы она перед ним слезы ни лила, у него в душе ничего не дрогнет. Считает себя истинным мужчиной. А на деле - садист. Но садистов никто никогда за истинных мужчин не принимал. Так получаются жестокие, бездушные лицемеры и циники, к тому же трусы, которые становятся смелыми лишь в компании, да и то при значительном численном перевесе. А это как раз - псевдомужские свойства. Потому что без доброты, человечности, отзывчивости не вырастет ни настоящий мужчина, ни настоящая женщина.

Если обозначить кратко необходимые для взращивания мужественности условия, то можно их назвать так: риск и психологический комфорт. Во многих же семьях условия прямо противоположные: создают комфортные физические условия жизни и - разлад в отношениях.

Чем выше уровень комфорта городского бытия, чем разнообразнее обслуживаемость, чем богаче обеспеченность нынешнего горожанина, тем труднее сохранить мужчине традиционно присущие полу качества.

"Все таинственное привлекает детей к себе, - писал русский философ В. Зеньковский, - на лице их написано напряжение, а в то же время запрещенное, опасное тянет к себе: им и страшно, и в то же время приятно. На этом пути развиваются у детей смелость, творческая уверенность в себе, героические порывы... Грустно глядеть на тех детей, желания и чувства которых никогда не "перелетают за частокол", воздвигнутый средой в виде правил, советов и запрещений".

Желание и умение играть, соревноваться, дух соперничества - все мужские качества. Потому что склонность к игре сродни способности рождать идеи. Одни умеют и любят играть и в преклонном возрасте, а другие теряют интерес к игре чуть ли не дошкольниками. И вот смотришь: живут и ходят... вернее, существуют и бродят по земле юные расчетливые "старички", которых ничего не интересует. А начинаются эти старички тогда, когда "заботливые" мамы не пускают своих сыновей в легкие походы, не дают шагать по траве, бегать по тропинкам, лазать по деревьям.

30 советов родителям сыновей

Попробуем обобщить и хоть как-то систематизировать, что же нужно делать (и чего не делать), чтобы растить настоящего мужчину, истинного гражданина (а не хапугу), ответственного отца семейства с малых лет.

1. Все делать для того, чтобы у сына был полноценный отец. Если у женщины никак не получается совместная жизнь с мужчиной, но он не обременен серьезными нравственными пороками и вредными привычками, всецело способствовать интенсивным контактам сына с отцом и его родственниками.

2. Беречь авторитет окружающих мужчин, не подрывать его почем зря пренебрежительными репликами и грубыми окриками, особенно по незначительным поводам.

3. Всячески поощрять общение с истинными мужчинами чести, по-настоящему уважающими себя.

4. С сыном разговаривать по-взрослому, уважительно, исходя из понимания, что перед вами - полноценный человек, только мало проживший.

5. Не отмахиваться досадливо от вопросов, относиться к ним серьезно и по возможности обстоятельно на них отвечать. Исходить из того, что у мальчишек не бывает наивных или преждевременных вопросов, бывают некомпетентные, невразумительные, высокомерные ответы.

6. Выслушивать сына внимательно, но и не поощрять излишнюю болтливость.

7. Не сюсюкать. Не опекать сына чрезмерно.

8. С каждым годом поручать как можно больше операций по самообслуживанию, а потом и во благо семьи (начиная в младенчестве с завязывания шнурков и заправки своей постели и кончая в отрочестве ремонтом мебели, электробытовых приборов и другой техники).

9. Не пресекать деловую инициативу, даже если это грозит некоторым ущербом (например, разбитой чашкой).

10. Не отгонять мальчика от занимающихся каким-нибудь делом мужчин (отца, дедушки, старшего брата и т.д.), наоборот, по возможности приобщать к простым операциям в домашнем хозяйстве и в работе с техникой.

11. Следить за соблюдением баланса между похвалами и критическими замечаниями.

12. Не охать при виде у сына (внука) царапин, ссадин, ушибов и прочих мелких травм, не ругать за них, а спокойно обработать рану, приговаривая что-нибудь вроде "до свадьбы заживет".

13. С 4-5-летнего возраста отучать спешить к сиденьям в общественном транспорте, наоборот, уступать места женщинам и пожилым пассажирам, в том числе маме.

14. Еще в дошкольном возрасте начинать вводить сына в курс своих дел и проблем, вызывая сочувствие и сопереживание. Вырастет ли из парня хороший отец, можно судить и по тому, какой он сын.

15. Каждый день с младенчества - физзарядка с постепенным усложнением, сначала в квартире, потом по возможности на улице. Освобождать от уроков физкультуры в школе лишь при явной угрозе здоровью. До школы научить плавать, ходить на лыжах, ездить на двухколесном велосипеде, играть в волейбол в кружок или другую игру с мячом.

16. Всецело поощрять правдивость: в случае честного признания в совершенном проступке наказание сводить до минимума или до нуля, приучая к мысли: честность выгоднее обмана.

17. С малых лет культивировать деловитость, жизнь по расписанию; нарушение режима - по уважительным причинам. Учить рассчитывать время с небольшим запасом, чтобы выходить из дома вовремя (настоящий мужчина прибывает в нужное место точно в срок и не опаздывает).

18. Приучать к правилу: не давши слово крепись, а давши - держись. Здесь особенно важен личный пример: все обещания, данные сыну, строго выполнять.

19. Не высмеивать, не оскорблять, не унижать сына; никогда не употреблять эпитеты и реплики типа "идиот", "тупица", "олух", "подонок", "щенок", "глуп еще", "молоко на губах не обсохло" и т.п. Они обладают способностью западать в память на всю жизнь.

20. В то же время прививать терпимость к людям, их поведению, мнениям, особенно к ошибкам, промахам и недостаткам. Сдержанно, но твердо останавливать насмешливое, заносчивое, высокомерное проявление отношения к людям. Снисходительность - очень мужское качество.

21. С 6-7 лет включать в обсуждения общесемейных вопросов (расстановка мебели в квартире, очередность крупных покупок, организация летнего отдыха и т.д.).

22. Как можно раньше начать выявлять деловые и творческие наклонности, но не навязывать свой выбор занятий насильно; не пугаться переключения с одного рода занятий на другой: многие не сразу находят свое призвание.

23. Накупить побольше разнообразных инструментов, простейших механизмов, приспособлений, деталей и материалов для ремонтных работ и поделок, осваивать вместе с сыном все эти инструменты и устройства.

24. Показывать пример умения управлять собой: делаю то, что не хочется, но надо; не делаю того, что хочется, но вредно.

25. Не попрекать походя, по мелочным поводам крышей своего дома, содержанием, едой, одеждой и т.д. Такой разговор может иметь место только в исключительных случаях, должен быть начат серьезным тоном без излишних эмоций.

26. Способствовать активному общению сына со сверстниками, зарекомендовавшими себя с положительной стороны и ничем серьезным себя не скомпрометировавшими. Приветствовать визиты его друзей в дом.

27. Поощрять туристские походы, поездки в спортивно-оздоровительные лагеря, оставлять дома лишь при явных признаках болезни.

28. Приветствовать любую возможность честно заработать, если это не вредит учебе.

29. Начать приучать ухаживать за женщинами с малого возраста (за мамой, сестрой, тетей, одноклассницей, соседкой и т.д.), например, подавать шарф, тапочки, пальто, брать у них сумки по дороге от автобуса, вместе с сыном выбирать подарки женщинам, поощрять изготовление подарков своими руками и пр.

30. Не чинить препятствий, не отговаривать сына в его желании кому-то помочь, что-то подарить, кого-то выручить, вообще уделить внимание какому-нибудь человеку, даже если это потребует чем-то поступиться, пожертвовать своим. Оказать помощь человеку в трудную минуту, подставить плечо - одно из главных мужских качеств.

Конечно, этим списком рекомендаций не исчерпывается программа превращения младенца мужского пола в настоящего мужчину. Даже неукоснительное следование им не даст гарантии, что в итоге вырастет истинный джентльмен: ребенка делают человеком не только действия родителей, но и масса других факторов. Уместно ставить вопрос так: все ли возможное мною сделано для становления у сына мужского характера?

Очень много значит личный пример, собственная позиция мужчин старшего поколения. Готовность проявлять настоящие мужские качества заложена и в современных ребятах. Надо только их надоумить, подтолкнуть к благородным действиям.

Пример уже из нашего XXI века. Не один год взрослые мужчины ходили по дорожке в лесу и через каждые сто - двести метров перешагивали через стволы упавших деревьев, среди которых была и толстенная сосна. Но вот пришли в лес несколько старшеклассников с учителем, вооруженные двуручной пилой, и расчистили всю дорогу на протяжении нескольких километров, пропилили проходы и там, где лежали толстые стволы. Работали пацаны под моросящим дождем, причем именно ради людей, поскольку сами по этой дороге не ходят. Чем утерли носы представителям старшего поколения. И дали понять, что рано петь отходную мужчине-рыцарю.

Смотрите также: