Кого воспитываем?

   
   

В последние годы родители уделяют повышенное внимание интеллектуальному развитию маленьких детей: рано учат их читать и считать, с четырех-пяти лет отдают в мини-лицеи и прогимназии, платят порой немалые деньги за обучение крохи иностранному языку. Эмоционально-нравственное же развитие нередко оказывается "в загоне": ни семья, ни детские учреждения этим сейчас почти не занимаются. А это серьезно сказывается на формировании личности ребенка. Разобраться в данном вопросе нам поможет специалист по раннему детскому развитию, практикующий психолог, старший научный сотрудник Института педагогических инноваций Ирина Карпенко.

- Ирина Александровна, с какими проблемами чаще всего обращаются к Вам родители дошкольников?

- Самые распространенные жалобы - отставание в развитии речи, расторможенность, недостаточный самоконтроль, грубость, драчливость, страхи, перемежающиеся с возбуждением или, наоборот, подавленностью. Еще родителей беспокоит в дошкольниках сильное стремление к лидерству на фоне страхов, неумения общаться, и повышенной застенчивости. Занимаясь с такими детьми, мы, психологи, естественно, пытаемся докопаться до причин поведенческих отклонений. А для этого анализируем семейную ситуацию и то, как ребенка воспитывают.

- И что выясняется?

- Я бы условно поделила родителей на две группы. Одни - люди, старающиеся не выпадать из русла традиционной культуры, другие исповедуют идеалы "новых русских". По уровню богатства родители, принадлежащие ко второй группе, далеко не всегда дотягивают до настоящих "нью рашенз", но представления о жизни у них очень похожи. Они ориентированы на современный европейский или американский образ жизни, причем понимаемый весьма своеобразно. У ребенка обычно есть своя комната, где его с малолетства приучают спать отдельно. Родители задаривают его игрушками, покупают развивающие пособия, но при этом опять-таки с раннего возраста настаивают, чтобы ребенок играл самостоятельно. Часто ребенком даже при неработающей маме занимается няня. То есть малыш чуть ли не с пеленок отделяется от матери. Это не русская, а традиционная европейская модель воспитания: там принято рано отделять ребенка от матери, отводя ему особую спальню. Хотя и в традиционной европейской семье дела раньше обстояли несколько по-другому. Вспомним в качестве примера фильм "Синяя птица". Да, дети жили в отдельной комнате, но во-первых, в семье, как правило, был не один ребенок. А во-вторых, в доме имелись кошки, собаки, птицы - всякая живность. Кроме того, дети активно общались с соседями и с многочисленными родственниками. В тех же семьях, о которых говорю я, все обстоит иначе. Ребенок лишен нормального человеческого общения с окружающими, потому что семья живет достаточно изолированно, с соседями часто даже незнакома. С детьми ребенок может поиграть только, когда к родителям приходят гости со своими детьми, а такая возможность предоставляется нечасто. Значит, ребенок достаточно много времени проводит наедине с игрушками и развивающими пособиями. Казалось бы, все отлично. Малыш погружен в развивающую среду. Но дело в том, что без взрослых эта среда не является развивающей!

- Почему?

- Основу развития ребенка с самого раннего возраста составляет контакт с близким взрослым. До года это вообще непременное условие. После второй мировой войны психологи провели обширные исследования поведения детей-сирот, и было доказано, что такие проявления, как демонстративность, прилипчивость, внешняя отупелость, снижение интеллектуального развития возникают у ребенка только в одном случае: при отсутствии или нехватке контакта с единственным, наиболее значимым взрослым. Причем это не обязательно должна быть мама! Если один или даже два взрослых по очереди ухаживают за ребенком хотя бы в течение недели, то эмоциональное развитие малыша бывает в норме. А вот что происходит зачастую в современной семье? Мама, ориентированная на карьеру, спешит передоверить малыша бабушкам, няням, боннам, воспитательницам. За пару лет у него порой может смениться несколько нянь, так что он толком не успеет ни к кому привыкнуть и привязаться. Младенца либо вообще не кормят, либо рано перестают кормить грудью, в результате чего нарушается первичный телесный контакт с матерью. А на первом году жизни такой контакт крайне важен, его потеря невосполнима. Телесные ощущения, запах мамы - залог нормального развития ребенка. Если их нет, подрывается то, что психологи называют базисным доверием к миру. А его подрыв приводит к формированию невротической конституции, в основе которой лежит повышенная ранимость. Таким образом база для возникновения страхов бывает готова.

- А что еще происходит на первом году жизни ребенка?

- Мама недостаточно общается с ребенком. Он для нее просто предмет ухода. Ему надевают памперс, который долго не нужно менять, пеленают и куда-нибудь транспортируют: в парикмахерскую, бассейн, фитнес-центр, супермаркет, где пору-чают заботам специального персонала: сегодня одной тети, завтра другой, послезавтра третьей... Перед глазами у малыша погремушка, за ним присматривают, если надо, покачают, но относятся к нему скорее как к вещи, сданной на хранение, а не как к человеку. Но ведь сейчас сильно возросло количество родовых травм, минимальных мозговых дисфункций, вызванных стимуляцией родов, увеличилось число детей с задержками развития, детей-инвалидов. И все эти дети, по оценкам специалистов, в десять раз больше нуждаются в телесном контакте с матерью! Эти дети должны быть "ручными", то есть, очень много времени проводить на руках у матери. Такова одна из главных рекомендаций коррекционной педагогики. А в последние годы даже многие здоровые малыши страдают от недостаточного физического и эмоционального контакта с мамой.

- Раньше с младенцами много говорили. Наши бабушки знали, что это необходимо, хотя ребенок вроде бы ничего еще не понимает.

- Да, с грудными детьми всегда разговаривали. Теперь же мать зачастую ухаживает за младенцем молча. А если ребенок спокойный и подолгу может лежать один, довольная мама будет заниматься домашними делами или собой. Ей и в голову не придет "тревожить ребенка своей болтовней". В результате такие дети к году говорят мало.

- Но ведь не все родители относятся к грудничкам как к одушевленному предмету ухода. Многие, наоборот, прямо с пеленок начинают их усиленно развивать!

- Да, сейчас в моде ранняя стимуляция интеллектуального развития. В два-три года такой ребенок поражает окружающих, его считают вундеркиндом. Но при подобном варианте развития преждевременно эксплуатируется та сфера, которая должна быть выращена из сферы эмоционального контакта, общения, а потом и из игры с ее огромным социальным опытом. Только тогда познавательная сфера развивается нормально и бывает полноценной.

- Сейчас встречаются дети, которые в возрасте года-полутора все крушат и ломают. А родители - видимо, с подачи современных психологов - считают, что ребенок просто проходит "деструктивную стадию развития". Может, я чего-то не понимаю и такое поведение действительно нормально?

- Нет, конечно. Это следствие нетрадиционной педагогики, когда ребенку позволено все. Традиционно во всех культурах существовала иерархия "взрослый-ребенок". Сейчас мы часто сталкиваемся с мнением, что ребенка нельзя наказывать, нельзя говорить ему "нет". Нельзя его шлепнуть, даже если он совершенно зарвался. Взрослый, который это сделает, объявляется монстром. В результате ребенок вырастает не просто своевольным эгоистом. Дело обстоит еще хуже: он вырастает недостаточно очеловеченным. Такой ребенок не просто не считается с другими людьми. У него исходно плохие механизмы регуляции. А ведь воспитание - это не только возвышение, облагораживание ребенка, но и его социализация. И в этой социализации есть определенные жесткие регуляторы. Так что если годовалому ребенку позволяют бить бабушку по лицу, это первый шаг к недостаточной социализации.

- Многие родители ужасаются: "А что же делать? Запрещать?" Нам уже внушили, что запрет представляет собой нечто ужасное.

- Во-первых, без запретов нет ни культуры, ни общества, ибо это скрепы, без которых все идет вразнос. А во-вторых, на втором-третьем году жизни ребенком уже можно эффективно управлять путем его переключения и положительной оценки. Впрочем, прием положительной оценки прекрасно действует на ребенка и в более позднем возрасте.

- Пожалуйста, расскажите о нем поподробнее.

- Дети учатся нормам поведения, подражая значимым взрослым. Это, так сказать, базовый механизм - механизм идентификации. Причем если на первом году жизни подражание происходит непроизвольно, то уже на втором году, когда у ребенка возникают зачатки чувства "я", он абсолютно сознательно подражает маме и папе. Он хочет быть на них похожим. К концу второго года у ребенка появляется такое чувство, как "мы". Он понимает, что такое "вместе" (если, конечно, заниматься формированием этого понятия). И тогда ребенком уже можно управлять с помощью положительной оценки. Можно сказать: "Что с тобой сегодня?" Придержать его руку и добавить: "Нет, ты так не делаешь. Ты же так похож на папу. Ты такой хороший мальчик". Потом погладить бабушку его ручонкой: "Лучше сделать так. Бабушке будет очень приятно." Если родители проявляют последовательность, то буквально на второй-третий раз подобные модели поведения закрепляются, и негатив уходит как бы сам собой. Ребенок хочет быть хорошим. И может вести себя хорошо, когда ему четко обозначают рамки допустимого поведения.

- В семьях, придерживающихся европейской или американской моделей поведения, дети рано знакомятся с компьютером. Чем это оборачивается для них в будущем?

- В последние годы в Америке очень озабочены уровнем подготовки детей к школе. Этот вопрос даже обсуждался в Конгрессе США. Многие юные американцы приходят в 5-6 лет в школу, практически не умея говорить. Речь у них односложная, они не понимают простейших инструкций. Естественно, способность к обучению у них крайне низка. Так вот, среди важнейших факторов, затормаживающих развитие детей, фигурирует приобщение малышей к компьютеру и телевизору. В США сделаны специальные приставки. Я уже видела такие в Москве. Ручки младенца подсоединяются к датчикам, и его непроизвольные движения вызывают изменения цветовых пятен на экране. Через некоторое время малыш уже начинает присматриваться к экрану, заинтересовывается картинками и развлекает себя сам. Последствия такого "воспитания" весьма плачевны. У детей, с младенчества пристрастившихся к игровым приставкам, бывают не развиты лобные доли мозга. Если к пяти-семи годам их не доразвить, время будет упущено. Таким образом происходит формирование людей с недостаточным развитием высших психических функций.

- Чем это чревато?

- Это совсем другие люди, с иными, чем у нас интеллектуальными, эмоционально-волевыми, эмоционально-личностными особенностями. Все психические функции прямо связаны с волевой и этической регуляцией человека. А такие люди более склонны к девиантному поведению, неспособны к глубоким, устойчивым, осмысленным взаимоотношениям с другими людьми. Они не в состоянии просчитать последствия своих поступков, чаще подвергаются стрессам, попадают в критические ситуации.

- Иными словами, они менее развиты и менее жизнеспособны, чем те, кто сформировался нормально?

- Да, разумеется. Особенно тяжела для них современная жизнь с ее многочисленными соблазнами. При недостатке силы воли это часто оказывается фатальным.

- Стоит ли показывать маленьким детям мультфильмы?

- До трех лет, думаю, смысла нет. Лучше пусть смотрят диафильмы. Это полезней и понятней.

- Что движет матерью, которая спешит передоверить воспитание маленького ребенка няне, а то и компьютеру с телевизором? Наверное, нелюбовь к ребенку?

- Я бы не сказала, что ими движет какая-то сильная нелюбовь. Скорее, дело в эгоцентризме, глубокой погруженности в себя, неспособности или неумении любить по-настоящему. У такой мамы эмоции блокированы, она сама как маленький ребенок. И что всего печальнее, не осознает своей ущербности! Например, она часто не понимает, зачем детям нужно читать сказки, детские стихи, играть в пальчиковые игры типа "Сороки-вороны" или в простые игры с игрушками, считая подобные занятия ненужными, устаревшими, хотя это универсальные этапы детского развития во всех культурах.

- Это может сказаться в будущем на отношении ребенка к родителям и на его личной жизни?

- Да. Ребенок, не получающий от родителей достаточной поддержки, обычно смиряется с тем, что он не так уж для них значим. И приучается быть один, полагаться на себя. Но лет через 20-25 постаревшим родителям очень захочется иметь друга в лице сына или дочери, вместе провести Рождество, куда-то поехать, а повзрослевшему ребенку это будет уже не нужно. Личная жизнь таких детей складывается по-разному. Одни стремятся не повторять родительских ошибок и в своей собственной семье создают невероятно теплые отношения. Но мать с отцом оказываются за чертой этого семейного круга. Другие же - особенно много таких примеров в современной Европе - не желают заводить семью и детей. Слишком въелась в их поры привычка к одиночеству.

- Сейчас родители рано ориентируют детей на лидерство. Как вы к этому относитесь?

Такая ориентация абсолютно ненормальна! Есть общепринятое понимание слова "лидер". Это человек, который заслужил право быть первым, добился уважения окружающих. Он профессионал в какой-то ОДНОЙ - подчеркнем это! - сфере. Кроме того, он умеет договариваться, уступать, контролировать ситуацию, распределяя роли и функции, жалеть и тактично поддерживать других, делиться. Но чтобы развить в ребенке эти черты, не стоит внушать ему, что он самый лучший! Его нужно учить сотрудничать, бесконфликтно играть с детьми. Ранняя же ориентация на лидерство, наоборот, закрывает ему пути к этому. Есть и другая опасность. Ранняя ориентация на лидерство проявляется в вещизме. Чем может выделиться малыш? - Тем, чем он владеет: красивой игрушкой, одеждой и тому подобным. Человеческие же качества лидера остаются для ребенка за кадром.

- Что можно посоветовать родителям, которые хотят, чтобы психологическое, эмоциональное развитие их детей было в норме?

- Во-первых, не ограничиваться одним ребенком. Для нормального эмоционального развития детей в семье должно быть несколько. Во-вторых, нужно чаще общаться с родными и друзьями, приглашать их домой не только по большим праздникам. В-третьих, ребенка нужно чаще брать на руки, больше с ним разговаривать, вспомнить традиционные игры типа "Ладушки", не пользоваться новомодными ходунками, так как период ползания является очень важным для развития подкорковых структур мозга. И, конечно, нужно разговаривать с малышом. Когда младенец спит, надо стараться поменьше оставлять его в комнате одного. Он должен чувствовать, что он не один, это создает ощущение защиты.

Смотрите также: