Плясать учат ...на свадьбах

   
   

Как только родители включили кассету с записью своей свадьбы, и зазвучала цыганская плясовая, четырехлетний Коля сорвался с места и пустился в пляс. Причем его движения были красивы, быстры и точны, в них не чувствовалось ни тени детской неуверенности. Можно было подумать, что мальчик занимается в какой-нибудь профессиональной танцевальной студии. Но на самом деле Коля не посещает пока никаких учебных заведений, даже в детский сад еще не ходит...

- Пока ему лучше побыть дома, среди самых близких и любящих людей. Он такой доверчивый, открытый, такой еще беззащитный, - говорит мама, артистка балета цыганского театра "Ромэн" Наташа Лекарева. - Вот исполнится лет пять, тогда поищем детский сад, где в группе не слишком много детей? чтобы воспитатели могли уделить внимание каждому. Станет постарше - попробуем отдать в музыкальную школу. Оба дедушки у нас играют на рояле, и Коле очень это нравится. А еще мечтаю, чтобы английский изучал. Когда была на гастролях в Индии, Израиле, Эмиратах, на собственном опыте почувствовала, как плохо без знания языка.

На мой вопрос, где же Коля научился так лихо отплясывать, Наташа рассказала, что цыганских ребятишек начинают учить плясать чуть ли не с пеленок. Причем водят их не в кружки и танцевальные студии, а ... просто берут с собой на свадьбы. А там пляшут все - и молодые, и старые, целыми семьями. Дети участвуют в общем веселье, бегают, играют с цветами из свадебных букетов. Не жалко ли цветов? Да чего их жалеть, ведь на цыганскую свадьбу гостей приходит человек 200-300, и каждый приносит букет. Столько цветов молодожены при всем желании не могут разместить в своей квартире, так что - пусть играют. На свадьбах встречаются и делятся новостями близкие и дальние родственники, молодежь знакомиться, влюбляется. Ну, как тут обойтись без танца? Это искусство высоко ценится, и нет такого цыгана, который бы совсем не умел плясать, даже если его профессия не имеет никакого отношения к сцене. Дети это усваивают очень рано, и охотно перенимают навыки от старших. У Коли учителя - самой высшей квалификации: оба его дедушки Николай Лекарев и Павел Бобров - ведущие артисты цыганского театра, и, конечно, искусством танца владеют профессионально. Много лет пела в цыганском ансамбле, а потом сыграла множество главных ролей в театре "Ромэн" бабушка со стороны мамы Наталья Лекарева. До сих пор работает в этом коллективе (хотя в молодости приглашали в Большой - ни у одной цыганской певицы нет такого великолепного сопрано!) бабушка со стороны папы, Надежда Золотарева. Артистами были прадедушки и прабабушки Коли. Не поддержал семейную традицию только его папа - Сергей Бобров. Он посвятил себя Богу и служит в одном из московских храмов. И сын, получивший "по наследству" от предков музыкальность и прекрасное чувство ритма, обожающий цыганские песни (особенно в мамином исполнении) и пляски, все-таки хочет, когда вырастет, работать в церкви, как папа.

Закончив лихую пляску, Коля переключается на обсуждение отличий "Тойоты" от "БМВ", доверчиво взобравшись ко мне на колени, хотя знакомы мы всего часа три, не больше. А мы с его родителями продолжаем смотреть кассету с записью свадьбы. Это действительно необыкновенно интересное зрелище: столько прославленных цыганских артистов сразу редко в каком концерте увидишь. Но самый почетный гость, конечно - главный режиссер театра "Роман", за кулисами которого выросли Колины мама и папа, - Николай Алексеевич Сличенко. Он и сказал первый тост: "Я знаю Сережу двадцать лет, Наташу - пятнадцать, и то, что они встретились - это их Бог поцеловал". И действительно, семья получилась хорошая, дружная. Николай Алексеевич и поныне оказывает дружеское покровительство Сереже и Наташе. А несколько лет назад именно он поддержал и одобрил решение еще совсем молодого Сережи Боброва, два года проработавшего в театре, поступить в духовное училище. Сейчас Сергей закончил еще и духовную семинарию. Своим выбором доволен, так как эта профессия дает возможность оказывать людям духовную поддержку даже в самых сложных жизненных ситуациях. Родня к профессии Сергея относится вполне доброжелательно. "Хорошо, когда есть, кому наши грехи замаливать. Ведь профессия актера - лицедейство - считается грехом", - улыбается тесть, Николай Григорьевич.

Кстати, цыгане даже во времена самой активной атеистической пропаганды продолжали сохранять верность православию, отмечать религиозные праздники. Наташа, сколько себя помнит, была верующей, часто ходила с бабушкой в церковь. Теперь нередко приходит туда с сыном. Конечно, Коля пока слишком мал для серьезных бесед о Боге. Но он уже сейчас он хорошо понимает, как уважительно нужно обращаться с иконами и знает, что у него есть ангел- хранитель, который всегда поможет и которого не надо огорчать плохим поведением.

Многим из нас кажется, что церковные люди должны быть очень суровы со своими детьми - "не жалеть розги" при их воспитании. Но Сергей - за мирный способ улаживания всех проблем. Уверен, что ребенка никогда нельзя запугивать, лучше все объяснить и договориться по-хорошему. В большинстве случаев это удается - Коля спокойный и понятливый ребенок, да и папин авторитет играет свою роль. Естественно, в семье выполняются все церковные правила. Колю крестили, как положено, на сороковой день после появления на свет, регулярно причащали. По наблюдениям родителей, после этого ребенок всегда был более спокойным, лучше спал. Ну, а самое главное, считают Сережа и Наташа - мир в семье и искренняя вера родителей. Это и есть лучшая ограда для маленького ребенка от всех бед.

Трудно сказать, кто в этой семье уделяет ребенку больше внимания. Конечно, когда папа на работе - мама. Но когда у мамы концерт (Наташа ведь еще работает в ансамбле "Цыганская песня", которым руководит ее отец, Николай Лекарев), с сыном остается папа. Сначала пробовали пригласить няню, но... очень скоро с ней расстались. Оказалась она совсем не такой ласковой и заботливой, как хотелось бы Наташе. Вскоре она поняла, что не может доверить ребенка чужому человеку. А у папы получается совсем неплохо: он и книжки сыну читает, и буквы с ним изучает, и гулять водит. Бабушки и дедушки тоже всегда "на подхвате", если, конечно, не заняты в спектакле или концерте... Тем более, что для обеих сторон Коля - самый первый, безмерно обожаемый внук.

Вообще, если цыганское воспитание чем-то принципиально отличается от русского, так это культом уважения к старшим. Даже взрослые дети не имеют права повышать голос на родителей, без согласия отца и матери не выходят замуж и не женятся, не принимают серьезных жизненных решений. Трудно даже поверить, что в наше время такое возможно. Оказывается - возможно, но только ценой столь же почтительного отношения мамы и папы к собственным родителям.

Принято считать, что люди, посвятившие себя церкви, не имеют права ограничивать рождаемость, поэтому у них такие большие семьи. На самом же деле такие вопросы им лучше всего решать, посоветовавшись с духовником. Индивидуальные особенности каждой семьи при этом учитываются непременно. Например. Бобровым появление следующего ребенка временно приходится откладывать до разрешения пресловутого "квартирного вопроса" (сейчас семья снимает маленькую однокомнатную квартиру). Но Коля очень хочет младшую сестричку, да и родители мечтают иметь троих детей.

Смотрите также: