Христос воскресе!

   
   

ПЕЙСАХ - Пасху праздновали еще древние иудеи. В память о Великом исходе, когда Моисей 15 нисана 2448 года от сотворения мира вывел евреев из Египта и таким образом освободил их от рабства. В честь этого события в жертву был принесен ягненок - пейсах, давший название празднику.

Христианская Пасха тоже празднуется в честь освобождения. Но не от физического рабства от человека-фараона, а от привязанности к Земле. Христос пожертвовал собой для того, чтобы дать людям надежду на спасение, для того, чтобы человечество могло обрести бессмертие. Своим Воскресением Христос объявил войну древнейшему и последнему врагу - смерти.

По убеждениям христиан все на свете существует и живет только в силу своей причастности к Богу, своей взаимосвязи с ним. Когда человек совершает грех, связь с Богом разрушается, и Божественный свет меркнет. Первородный грех Адама и Евы и все последующие грехи людей обрывали нити, связывающие человечество с Богом. Чтобы убрать преграду, чтобы люди могли быть спасены и обрели бессмертие, нужно было восстановить связь с Тем, кто один вечен. Для того и пришел в этот мир Иисус, чтобы, пожертвовав собой, помочь людям обрести Бога, чтобы жизнь человеческая могла слиться с жизнью Божественной, могла сообщиться с ней. Христос обрел человеческое тело, человеческие эмоции и познал человеческие взаимоотношения. Он познал и конец человеческой жизни - смерть.

Христос показал всем, идущим за ним, что смерть - это не тупик, а просто дверь в новое. "Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав", - эти слова молитвы произносятся в православных храмах только раз в году, во время Пасхальной службы. И в них сосредоточена суть христианского вероучения.

Страницы истории

НА РУСИ подготовка к празднованию Пасхи начиналась задолго до самого праздника. В "чистый четверг" посещали баню, проводили особенную, пасхальную уборку в доме. Ночью Великой Субботы (ночь перед Пасхой), задолго до полуночи приходили в храм и ожидали наступающего Пасхального Торжества. Все ожидали крестного хода. Перед полуночью торжественный благовест возвещал о наступлении великой минуты Светоносного Праздника Воскресения Христова. В руках православных зажигались свечи. Показывалось духовенство в светлых ризах - с крестами, светильниками, фимиамом и иконами. Церковный хор возвещал радость великую: "Воскресенье Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесах, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити". Трижды обходил крестный ход вокруг церкви. В конце Заутрени священник читал "Слово св. Иоанна Златоустаго". В некоторых храмах сразу после Заутрени служилась Светлая Пасхальная Литургия. Богослужение заканчивалось около трех часов утра.

На пасхальной всенощной при церковном пении верующие, просвещенные торжеством праздника, обнимали и целовали друг друга три раза, а затем приветствовали словами: "Христос воскресе!" и отвечали: "Воистину воскресе!", обмениваясь при этом пасхальными яйцами.

Яйцо - символ возникновения жизни в недрах ее и в то же время символ гроба, то есть круга жизни от рождения до смерти. Окрашенное красной краской, оно означает наше возрождение кровью Христа.

После церковной службы народ расходился по домам и разговлялся. Первый раз, после сорокадневного Великого поста можно было есть мясное, молочное. Но начиналась трапеза с освященной пищи: кулича, пасхи и яиц. Простой народ на Руси всегда относился с благоговением к остаткам пасхальной трапезы. Ее, особенно кости, зарывали на пашнях с целью предохранения от града, ударов молнии, а яичную скорлупу сохраняли, и летом, во время гроз, бросали в огонь, чтобы охранить дом от молнии и пожара. По народным поверьям, пожар потухнет, если бросить в него освященное в церкви яйцо.

Атрибуты праздника