Примерное время чтения: 10 минут
423

Праздников праздник и торжество из торжеств

Так зовут Пасху, Светлое Христово Воскресение, православные христиане. В отличие от католиков, у которых на первом месте по важности Рождество, праздник этот, открывающий Светлую седмицу, почитается нами величайшим событием церковного года. В нынешнем году он придется на 11 апреля.

Радуйтесь!

В ДОХРИСТИАНСКИЕ времена Пасха, как известно, была иудейским праздником в память об исходе из Египта и вхождении еврейского народа в Землю обетованную, в Палестину (само слово переводится как "переход"). В христианстве пасхальные торжества обрели свой особый смысл. Вот что пишет о них святой Иоанн Златоуст, один из величайших церковных учителей: "Пусть никто не скорбит о грехах, потому что из гроба воссияло прощение. Пусть никто не страшится смерти, ибо нас освободила смерть Спасителя: ее угасил Тот, Кого она держала в своей власти. Восторжествовал над адом сошедший во ад".

Вспомним, как описывает Евангелие земную картину этого события. На третий день после погребения Христа ранним утром в воскресный день несколько женщин пошли к гробу, чтобы принести благовония для тела Иисуса. Подойдя, они увидели, что большой камень, заграждавший вход в погребальную пещеру, отвален, гроб пуст, а на камне сидит Ангел Господень. Вид Его был как молния, а одежда бела, как снег. Женщины затрепетали, а Ангел молвил: "Не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь - Он воскрес, как сказал". И поспешили женщины к ученикам Спасителя, Апостолам, возвестить об увиденном ими величайшем чуде...

"Воскресение Христово - это торжество жизни, основание нашей надежды на вечную жизнь, на то, что Господь спасает нас, если мы принимаем Его крестную жертву, если мы с Христом живем и обновляемся под действием Его благодати, подаваемой в Церкви", - объясняет непреходящую значимость праздника Пасхи наш современник протоиерей Всеволод Чаплин.

"Радуйтесь!" - победно несется в весеннем воздухе пасхальный благовест. Царские врата в православных храмах не закрываются на Светлой седмице ни днем, ни ночью. Каждый день - пасхальная литургия с крестным ходом. Священнослужители облачены в праздничные красные одеяния, иконы - в обрамлении цветов. И повсюду слышится: "Христос воскресе!" - "Воистину воскресе!" То и дело звучит ликующий тропарь: "Христос воскрес из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав!"

В церковных песнопениях доносятся до сердец призывы простить всех ненавидящих и обидящих нас, возрадоваться и возвеселиться, укрепляясь в упованиях на бессмертие души. Даже безнадежные скептики, что механически повторяют заученный в советские годы нелепый постулат марксистско-ленинской философии о душе лишь как о "свойстве высокоорганизованной материи отражать объективную реальность", в эти радостные дни хотя бы и нехотя, но задумываются о возможной ложности своих материалистических догматов, отвергающих спасительную помощь Божию...

Но каждый приходит к Богу только через собственный опыт. Церковь, как известно, никого не отвергает, даже закоренелого грешника, и, бывает, посетив пасхальное богослужение скорее из любопытства, иной человек как пелену с глаз сбрасывает... И ведь что поразительно: простояв ночью продолжительную службу, люди в Пасху обычно не чувствуют усталости, не жалуются на ноющие ноги, общаются друг с другом с сердечностью и теплотой, порой им и не свойственной. Отступают человеческие разногласия, обиды, отчужденность. Как же хочется, чтобы мирный дух пребывал с нами всегда!

"Услышавши, что он жив и она видела Его, не поверили"

ОКРУЖАЮЩАЯ жизнь жестока, будничное существование порой столь уныло и безотрадно, что иной человек и рад бы поверить в Воскресение Христово, да не получается. Пребывает он в окамененном нечувствии, как характеризует подобные состояния задавленной грехом человеческой души язык молитвы. Вот если бы своими глазами увидеть ожившего Спасителя!

Из Евангелия мы знаем, что эти сомнения мучили даже Апостолов, самых близких Христу людей. Ведь и они сначала усомнились (да еще как усомнились!) в том, о чем сказала им Мария Магдалина: "Она пошла и возвестила бывшим с Ним, плачущим и рыдающим; но они, услышав, что Он жив и она видела Его, - не поверили". Вот как стоек лед неверия! А собственный опыт многих из нас - разве тому не подтверждение?

Самого момента Воскресения Христова не довелось увидеть никому из смертных: Господу было угодно облечь это величайшее событие покровом священной тайны. Равнодушно стояли на часах римские легионеры, по приказу прокуратора Понтия Пилата охранявшие вход в высеченную в скале пещеру, где покоилось тело Иисуса. И вдруг в безмолвии раннего весеннего утра, занимавшегося над Иерусалимом, "воссияла истина от земли", говорится в Псалтири. Подземный удар сотряс холм, почва заколебалась, и откатился как бы сам собой огромный камень, закрывавший вход. Неведомая сила бросила стражников на землю. Когда же они, поборов пронизывающий страх, заглянули в пещеру, то убедились, что она пуста... А на сороковой день Иисус на глазах Своих учеников в небесном блеске и славе вознесся на небо.

"Да молчит всякая плоть..."

БЕЗ Голгофы нет Пасхи, без распятия нет Воскресения - учит нас Церковь. Мы тогда воспринимаем это событие как долгожданный праздник, когда готовимся к нему. Серьезно, раздумчиво, искренне. Не в том смысле готовимся, что закупаем яства и напитки, убираемся в доме или спешим в сауну. Нет, в дни Великого поста, а особенно Страстной недели, мирская суета претит человеку, живущему церковной жизнью, он стремится уйти от нее. У Бориса Пастернака есть на этот счет мудрые строки:

"У людей пред праздником уборка.
В стороне от этой толчеи
Омываю миром из ведерка
Я стопы пречистые Твои".

Конечно, сумасшедший ритм нашей жизни, бесконечные заботы о хлебе насущном, неотступно преследующие нас, могут показаться убедительным оправданием, почему, скажем, мы выбираемся в храм лишь в пасхальную ночь, с легкостью пропустив все предшествующие богослужения, которые обязан посетить христианин на Страстной седмице. Чувство раскаяния, что пробуждается тогда в душе, - святое чувство. Но отчего оно не приходит к нам раньше? Церковь дает убедительный ответ...

"Прежде чем подойти к Пасхе, - говорит настоятель Патриаршего Крутицкого подворья священник Роман Зайцев, - человек должен умыться в своих слезах, очистить душу покаянием, осмыслить прожитый год, принести Богу минимальную жертву в посте физическом и духовном, в воздержании от всяких низменных дел и даже от того, что доставляет, может быть, какую-то радость и отдохновение в обычные дни жизни". Стоит напомнить, что в Святую Четыредесятницу, как именовали Великий пост наши предки, воздерживались не только от мясной и молочной пищи, яиц и рыбы. Грешно было участвовать в развлечениях, вступать в споры, затевать тяжбы и тем более ссориться. Запретной полагалась и супружеская близость. Даже голос повышать в эти дни считалось неприличным.

"Да молчит всякая плоть" , - возносится в храмах песнь в Великую субботу. А ведь в этих словах, пожалуй, и заключается суть нашей внутренней подготовки к празднованию Пасхи.

Чудо Благодатного огня

В ПРОШЛОМ году многим довелось увидеть по Центральному телевидению снятый в иерусалимском храме Воскресения Христова репортаж о великом чуде схождения Благодатного огня, что уже 16 веков случается здесь перед каждой Пасхой в Великую субботу, по молитве православного Патриарха. Оно происходит на том самом месте, где был погребен Христос, в Кувуклии (часовне над Гробом Господним). В храме гасят все свечи и лампады, на середине ложа Живоносного Гроба ставится лампада, наполненная маслом, но не зажженная. По всему ложу раскладываются кусочки ваты. После строгого осмотра Кувуклию закрывают и опечатывают. Православный Патриарх входит сюда в одном полотняном подряснике, по свидетельствам очевидцев, с ним нет ничего, что могло бы возжечь пламя. Долго тянутся минуты его молитвы в Кувуклии. И вот многотысячный выдох-крик приветствует чудо Господне!

Первые минуты после своего появления Благодатный огонь не опаляет ни кожу, ни волосы - это видно по собравшимся в храме Воскресения людям.

Скептики только разводят руками, не находя никаких объяснений этому диву с точки зрения законов физики. Верующие же усматривают в нем свидетельство явленной Господом человеколюбивой силы, его попечения о нас...

В последние годы благодаря подвижнической энергии деятелей Русской православной церкви буквально через несколько часов после схождения Благодатного огня удается самолетом доставить священный пламень в Россию, на пасхальную службу Святейшего Патриарха в столичном храме Христа Спасителя. От лампады с Благодатным огнем Патриарх зажигает огромный пучок из тридцати трех свечей, а от патриаршего факела через несколько мгновений возгораются частицы животворной энергии в руках всех стоящих в храме... Пасха Христова становится близка как никогда. Так было, есть и будет до скончания века.

Пасхальное угощение

В ЛЮБОЙ кулинарной книге дореволюционного периода можно найти рецепт "классической" пасхи - царской. При советской власти само это святое слово попытались вытравить из памяти народной, повелев звать такое блюдо куличом, хотя у традиционного кулича (другого привычного украшения пасхального стола) и рецептура, и технология приготовления совсем иные.

Для начала попробуйте приготовить пасху царскую сырую.

На 1 кг творога нужно 450 г сливочного масла, 5-6 желтков, 500 г сахарного песка, 300 г 30-процентных сливок, по 100 г изюма и миндаля и по вкусу - цукаты, кардамон или ванилин.

Сливочное масло растирают добела с сахарным песком, вмешивая желтки поштучно. Затем добавляют тонко смолотый кардамон или ванилин, лимонную цедру или измельченные цукаты. Тщательно перемешивая массу, вводят понемногу взбитые сливки. Этот состав укладывают в пасочницу (форму), кладут сверху гнет (например, маленькую тарелку, а на нее - чашку с водой). И в прохладное место. Ночь постоит - на следующий день освящают. Вот и готово украшение праздничного стола.

А удается она на славу, утверждают люди знающие, тому, кто приступает к делу с молитвой, с легким сердцем и чистой душой...

Секреты крашеных яиц

ЯЙЦО издревле считалось символом жизни, и на пасхальном столе оно не менее уместно, чем пасха и куличи. Окрашивая яйца во все цвета радуги, мы выражаем свой восторг и ликование, которые приходят в сердца с Воскресением Христовым. И крашеное яичко - пусть и скромный, но очень многозначительный подарок любому человеку: это нечто иное, как пожелание жизни вечной...

Праздничное разноцветье пасхальных яиц легко дается даже новичку, правда, о некоторых красящих добавках стоит побеспокоиться заранее. Золотисто-коричневый цвет получается, если отваривать в луковой шелухе. Красные яйца получают с помощью свекольного сока, желтые - отвара березовых листьев, зеленые - сока шпината.

Некоторые хозяйки для покраски яиц используют листики комнатных растений. Перед варкой прикладывают их к скорлупе, оборачивают капроновым чулком и перевязывают ниткой. Таким же способом можно получить и необычные "мраморные" яйца: заворачивают их в цветные лоскутки ткани (линяющей при стирке) и погружают в кипящую воду примерно на 10 минут.

В некоторых семьях на Пасху принято проращивать в глубоких тарелках овес, а затем на "травке" раскладывать на праздничном столе крашеные яйца. Умилительно, нарядно, необычно!

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно