В воскресенье, 14 апреля, Русская Православная Церковь отметит самый большой христианский праздник - Пасху. А в минувшее воскресенье ее отметили армяне, эфиопы, копты (христианская часть населения Египта), а также католики, протестанты и большая часть православных (греки, сербы и т. д.). Еще раньше, 3 апреля, ее справили евреи.
ВООБЩЕ-ТО, когда мы говорим "еврейская Пасха", это звучит так же, как "русская Пасха" или "католическая Пасха". Нет Пасхи русской, католической, армянской и т. д., как нет и Пасхи еврейской. Есть Пасха иудейская и Пасха христианская.
Иудейская Пасха - это праздник избавления евреев от египетского плена, христиане же празднуют Воскресение Христа, которое исторически произошло в день иудейской Пасхи.
Первые христиане были такими же иудеями, как первые протестанты - католиками, и все основные религиозные праздники иудеи и христиане поэтому отмечали вместе. Лишь в IV веке, в 325 году, Никейский Вселенский собор решил отмечать христианскую Пасху самостоятельно и установил для нее свой собственный день: первое воскресенье после первого весеннего полнолуния.
"АВВА ОТЧЕ" ПРОНЕСИ ЧАШУ СИЮ МИМО МЕНЯ..."
ЭТУ молитву возносил Он в ночь на пятницу, когда схватили Его стражники и после смертного приговора, вынесенного Ему римским прокуратором Понтием Пилатом, подвергли пыткам. Всего неделя, но сколько страстей вместила она в себя: ликование народа, встречавшего Христа осанной (возглас, по смыслу означающий "да здравствуй"), затем исступление этого же народа, требовавшего от Пилата: "Распни, распни Его!" И страшная казнь на глазах тех, кто накануне так преданно внимал Ему. В память обо всех этих событиях неделя, следующая за Вербной, и названа Страстной, а все дни ее - Великими.
Великий понедельник посвящен воспоминаниям о ветхозаветном праотце Иосифе, обстоятельства жизни которого являются как бы прообразом страданий, смерти и прославления Спасителя. Великий вторник Церковь связала с евангельской притчей о десяти девах и талантах, подготавливая христиан к встрече небесного Жениха, вводящего в Свой чертог только тех людей, которые имеют брачную одежду, сотканную из добродетелей.
Великая среда вспоминается прежде всего в связи с великим предательством. В этот день Иуда Искариот, один из 12 ближайших учеников Христа, пришел к законникам и сказал, что готов помочь им захватить Иисуса - Назаретянина. С тех пор считается среда печальным днем, и верующие стараются соблюдать по средам круглый год пост. В Страстную же неделю, иначе - "седьмую седмицу" Великого поста, воздержание от скоромного, то есть мяса, молока, яиц и продуктов из них, а также алкоголя - просто обязательно.
В Великую среду оканчивается время церковного покаяния, и все верующие испрашивают друг у друга прощение в обидах и прегрешениях.
Великий четверг - самый популярный по своей обрядности день на Страстной неделе, если не считать самой Пасхи.
По древним поверьям, идущим еще от язычества, в полночь на четверг встают из гробов мертвецы, вызванные колокольным звоном, не слышным живыми, становятся перед церковью, и мертвец-священник читает молитву. Отворяются сами собой церковные двери, мертвецы входят в храм Божий, и начинается служба. По окончании ее все христосуются и затем расходятся по могилам. Поэтому называют Великий четверг еще и Пасхой мертвых.
В этот день совершалось много обрядов, связанных с защитой от злых духов дома и скотины: их окуривали дымом можжевельника, кропили освященной водой. Обязательным было купание в бане или в реке, символизирующее очищение от грехов. А хозяйки в этот день устраивали в домах генеральную уборку! Отсюда название - Чистый четверг. По народным приметам, дождь в этот день предвещает мокрую весну, заморозок - холодную погоду аж до седьмой недели после Пасхи, а если легкий ветер - то к урожаю ягод, плодов и орехов.
В Великий четверг принято красить яйца. В особые же годы приготовляется святое миро, составляющее предмет большой важности, так как через помазание миром во время крестин сообщается благодать Духа Святого.
Пятница Страстной недели - день великой скорби. Утром Иисуса истязали в римском суде, а затем отвели на Голгофу, что значит "лобное место", и распяли. В память о мучениях Спасителя Великий пост в Великую пятницу достигает своего апогея. В день распятия Господа не положено готовить пищу и вообще вкушать что-либо. В течение же года пятничные дни, как и среды, тоже считаются постными. В Великий же Пяток есть разрешается только больным, немощным, престарелым и малым детям, то есть только тем, которые не могут пребывать весь день без еды.
В дореволюционной России на всю Страстную неделю запрещались всякие увеселения, закрывались бани и театры, приостанавливалось даже судопроизводство. Последнее пусть не удивляет: суд, как правило, влечет наказание, а воспоминания о суде над Христом и перенесенных Им мучениях предполагают прежде всего отказ от всяческой злобы и ненависти. Зато особый размах приобретала благотворительность. Ведь суть учения Христа, памяти о страданиях которого во имя людей и посвящена собственно вся Страстная неделя, можно свести к одной, но всеохватывающей заповеди: "Возлюби ближнего своего".
В Великую субботу вспоминают о погребении Христа, в церквах совершается вынос плащаницы - смертного савана, в который обернули снятого с креста Спасителя. После совершения литургии (богослужения) происходит освящение пасхи, куличей и пасхальных яиц.
Кулич, он же пасха, - это прямые потомки мацы - пасхального хлеба древних палестинцев. Яйцо же стало непременным атрибутом христианской Пасхи после того, как, согласно преданию, Мария Магдалина, перед которой Христос первой предстал воочию после своего чудесного Воскрешения, пришла в Рим с благой вестью и, явившись сначала к императору Тиверию, поднесла ему яйцо, сказав: "Христос воскрес". Когда Тиверий взял яйцо в руки свои, оно окрасилось в красный цвет, и пораженный император тут же крестился.
На Руси принято было одаривать друг друга на Пасху крашеными яйцами: куриными, гусиными, утиными, а также точеными, деревянными, расписанными по золоту яркими узорами или изображениями цветов и трав, а в тех травах были видны и птицы, и звери, и люди. Производством таких яиц ("писанок" и "крашенок") занимались иконописцы и токари Оружейной палаты и монахи Троице-Сергиевой лавры, ими прославился на весь мир великий ювелир Фаберже, изготовлявший их из драгоценных и полудрагоценных камней и металлов.
СМЕРТИЮ СМЕРТЬ ПОПРАВ...
БОГ, как помните, сотворил мир за шесть дней, с воскресенья по субботу, субботу же он посвятил отдыху. У первых христиан неделя тоже начиналась с воскресенья. И лишь с тех пор, как стали они отмечать Пасху раздельно от иудеев, день этот стал завершающим, выходным, как мы сейчас говорим. В течение года отдыхаем мы по воскресеньям - это наш маленький еженедельный праздник. Но пасхальное воскресенье называется Великим, ибо в этот день "Христос воскрес из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробах жизнь даровал".
К этому дню христиане готовятся весь год, ждут его и стар и млад. На Пасху наряжаются в праздничную одежду и обед готовят тоже праздничный. После семи недель говения дозволяется наконец вкушать все, чего душа пожелает, веселиться и развлекаться: "Сей день, его же сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в он".
А поскольку "веселие на Руси есть пити", то пили всегда много. Эту особенность отмечали иноземные гости, так описывая свои впечатления: "Все так напивались, что не раз видели их лежащими на улицах, так что родственникам приходилось класть пьяных на телеги или сани и везти домой. По утрам то и дело попадались на улицах убитые и догола ограбленные".
Тем, кто соблюдает посты, и в особенности Великий, следует быть крайне осторожными: обильное разговление вкупе с возлиянием для их здоровья гораздо опаснее, чем для тех, кто поста не придерживался.
Бытует мнение, что на Пасху надо обязательно посетить кладбище. Вовсе не обязательно. Лучше посвятить его церкви и увеселению, особенно если в семье есть малые дети: сводите их куда-либо в парк, покатайте на качелях - традиционном пасхальном развлечении в старой России.
А для кладбища в пасхальной четыредесятнице есть особый, для этой цели специально определенный день - десятый после Светлого Христова Воскресения - "Поминовение усопших". Народное его название - Радоница. В этом году она приходится на 23 апреля.
Постарайтесь сделать Пасху по возможности радостней. Хозяйкам на заметку: главное место на пасхальном столе занимают куличи и крашеные яйца, уложенные в зелень. Все остальное - дело кулинарных способностей и финансовых возможностей. Есть хорошая примета: кто Пасху проводит в радостном настроении, тому весь год будет счастье в жизни и удача в делах.