Дети покоряют Эльбрус

   
   

Только что вернулись из Приэльбрусья, где отдыхали всей семьей. Много слышали о необыкновенном восхождении на Эльбрус, которое состоялось в августе прошлого года. Экспедицию возглавлял священник, а в составе группы были так называемые "трудные подростки". Хотелось бы узнать об этом подробнее.
Елена и Николай Гришаевы, г. Подольск

РАССКАЗЫВАЕТ руководитель экспедиции, директор Ковалевского детского дома, настоятель Преображенской церкви г. Нерехты Костромской области, протоиерей Андрей ВОРОНИН.

- Эту необычную детскую экспедицию на Кавказ благословил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Группа воспитанников нашего детского дома в возрасте 12-15 лет поднялась на Восточную вершину Эльбруса и 19 августа прошлого года, в день Преображения Господня, на высоте свыше 5600 метров мы отслужили Божественную Литургию. В мировой практике восхождений подобного рода до сих пор не случалось.

К нам в детский дом попадают очень сложные дети, порой с изломанными судьбами и подорванной психикой. Многие по полгода не могут улыбнуться и с трудом выходят на контакт. Первых воспитанников в немыслимом облачении, озлобленных и совершенно заброшенных мне привезли в 1996 году. С тех пор каждый месяц к нам попадают мальчишки - и сейчас их уже около сорока. Естественно, что к ним требуется особый подход. Придя в детские дома с улицы, ребята имеют огромное количество явных и скрытых психофизиологических проблем, в которых до конца не могут разобраться даже специалисты. Идея ходить с такими детьми в походы, экспедиции возникла отнюдь не случайно. Ведь только когда ребята оказываются в совершенно новых, порой экстремальных условиях, у них пропадает состояние отрешенности, они начинают ощущать себя командой.

В восхождении на Эльбрус участвовало 12 наших воспитанников и несколько взрослых альпинистов. Некоторые из них уже поднимались на эту гору по классическому маршруту, и я был среди них. Тогда мы пошли, если можно так сказать, по легкому и проверенному пути. В молодости я, как выпускник географического факультета МГУ, по специальности гляциолог, в течение нескольких лет работал на Эльбрусе, поэтому четко знал, куда веду своих детей, и с какими трудностями им придется столкнуться. Попробовав в первый раз взять ребят в горы, я убедился в целительной силе таких экспедиций. Во время всего похода мы вели тщательные исследования состояния здоровья и психики детей. Реальность показала, что они во многом переиграли нас, взрослых, придумавших для них эту игру.

Три года наши воспитанники тщательно готовились к предстоящему восхождению. И вот, наконец, свершилось!

Утром на Павелецком вокзале после разгрузки багажа образовалась настоящая гора из рюкзаков и баулов. Больше всего ребята набрали продуктов - решили подстраховаться и не экономить. Глядя на все эти вещи и на наших маленьких путешественников, мы начали сомневаться в возможности загрузить весь этот багаж в вагон, не говоря уже о реализации заброски его в высотные лагеря. Но наша группа благополучно добралась до Нальчика.

Вид Эльбруса с северной стороны на высоте 2500 м над уровнем моря поразил детей. Находясь у начальной точки нашего пути, мы готовили обед в окружении огромного количества сусликов, которые, вероятно, надеялись на вкусненькое. Для ребят это было огромное развлечение.

Первые дни все шло более-менее легко. Мальчишки были полны оптимизма, хотели как можно скорее попасть на гору - им все казалось простым и доступным, а особенно - путь на вершину.

В те первые дни мы еще не понимали, какой крест ответственности, мужества и долготерпения мы вознесли вместе со своим маленьким лагерем на эту высоту. Мы и предположить не могли, что в следующий раз вот так четко и ясно увидим вершину лишь в день отлета из базового лагеря. У природы были свои планы на жизнь. Рваные клочья тумана и мокрый ветер охладили пыл юных альпинистов - под дождем и шквальным ветром им пришлось в срочном порядке перетаскивать весь лагерь под защиту морены. Отдельные порывы ветра могли сбить с ног взрослого человека с рюкзаком и в кошках, а уж ребенка и вовсе поднять в воздух. Вокруг лагеря повсеместно открылся натечный лед. Каждая палатка, как отдельный космический корабль, отрезанный от мира, жила на полной автономии. Утро начиналось с окапывания палаток, которые, к сожалению, не были универсальным убежищем: лед под ними из-за воздействия тепла постоянно таял, и вода просачивалась внутрь. Спальные мешки и одежда промокали, а любые попытки их просушить заканчивались полным фиаско - они на глазах покрывались коркой льда. Дети сами готовили себе еду (благо газа и продуктов было достаточно), заботились о себе и, самое главное, были абсолютно спокойны, - все их действия проходили без паники и лишних движений.

И вы знаете, именно наши маленькие подопечные вселяли в нас, взрослых, силы и уверенность в том, что все будет хорошо и наша цель будет достигнута. Духовно и психологически они оказались сильнее большинства взрослых.

Не раз, решив "обмануть" погоду, наша экспедиция рвалась вверх, но тут же возвращалась, - не было никакой возможности установить четвертый лагерь на высоте 5200-5300 м. И все же 19 августа в 7.31 мы - 6 детей и 5 взрослых (двое все-таки заболели) двинулись, практически на ощупь, к вершине. Как таковой тропы не было и в помине. Видимость 100-200 м, плюс ветер с поземкой прямо в лицо. Нашей единственной путеводной нитью служила кромка скалы, за которую мы все и цеплялись. Идем, а про себя читаем молитвы... Но скоро скалы закончились, кончились и ориентиры. Экспедиция продолжала карабкаться наверх по снежному склону по траектории наибольшего набора высоты. Видимость резко упала, и темп движения снизился.

Шли практически интуитивно, помогала GPS, у которой, правда, быстро сели батарейки, а когда их меняли на новые, они выпали у меня из рук и укатились куда-то вниз. Представьте себе, что именно в тот момент, когда мы были в большом раздумье над нашим дальнейшим маршрутом к вершине, к нам с горы вдруг спустился альпинист. Внешним видом он напоминал спортсмена-пятидесятника: те же кожаные ботинки, шапка, борода... Он в точности указал нам дальнейший маршрут и ... ушел в неизвестном направлении. Откуда он взялся? Куда пошел на ночь глядя? Это так и осталось для нас тайной. Дети решили, что нам повстречался ангел.

И вот, наконец, выходим к фрагментам древнего вулканического кратера: мы практически на вершине! Порывы ветра и 100-процентная влажность рисуют на нашей одежде и лицах причудливые узоры из инея, а моя борода и усы покрываются толстым слоем льда.

Мы на восточной вершине, на высоте 5621 м, в день Преображения Господня! Мы выполнили все, что задумали, и отныне Эльбрус можно считать по праву Российским Фавором. Экспедиция принимает решение остановиться и разбить специальную палатку - храм у стены кратера. Установив крест и укрепив его камнями, все готовятся к совершению Литургии.

Самым сложным для меня стал процесс переодевания на пронизывающем ветру. Я с трудом себе представлял, как дети будут петь на такой высоте и в таком холоде, здесь и дышать-то было трудно. Но во время чтения Праздничного Евангелия случилось чудо: расступилась мгла, и выглянуло солнце, осветив собой наш маленький импровизированный храм. Но солнце светило недолго, видимость стала ухудшаться с каждой секундой, группе нужно было торопиться - скоро совсем стемнеет, и спускаться будет очень опасно. И тут происходит непредвиденное: GPS отказывает, а компас показывает что-то несуразное.

Шли вниз плотной цепочкой, боясь вонзить зубья кошек в ноги впереди идущих. Мы здорово рисковали затеряться в этих бескрайних снежно-ледовых полях, но вдруг - опять чудо: под ногами мы находим те самые батарейки, потерявшиеся во время подъема. Значит, мы на правильном пути!

Вообще, во время прохождения экспедиции нам не раз были даны знаки свыше.

Буквально через 20 минут после обнаружения ориентира команда благополучно выходит на долгожданные скалы. Еще более 2 часов изнурительного спуска по глубокому снегу - и удачное возвращение в третий лагерь.

20 августа, после трудного вырубания палаток изо льда вся группа начинает спуск к базе. Два "лишних" рюкзака, как две собачки, скользят вниз по склону, придерживаемые за палки-поводки.

Все! Отдых! Вечером, когда стемнело, вся северная часть горизонта заполыхала от грозы. Эльбрус, подсвечиваемый зарницами, мигал, как новогодняя елка. Удивительное зрелище! Мы восприняли это как прощальный салют в нашу честь.

24 августа члены уникальной экспедиции, уставшие, но победившие, возвращались домой. Позади - покоренный Эльбрус, впереди - новые планы и новые победы. Кстати, в планах нашего Ковалевского детского дома экспедиции к самым различным точкам планеты - от Антарктиды до Африки. Дети живут этими надеждами, много тренируются и уже не мыслят себя без таких вот по-спортивному экстремальных путешествий.

А вы знаете, что сказал участник той экспедиции на Эльбрус 15-летний Алексей Ахметшин: Самым трудным для меня был подъем с тяжеленным рюкзаком. Но это такое незабываемое чувство - оказаться в горах. Такая красота! Я уже не раз принимал участие в поездках в Крым, на Кавказ - я очень люблю снимать наши путешествия на видеокамеру. Вот и в этот раз я запечатлел наш путь "для потомков". Я уверен, что такие совместные походы сильно сплачивают нас между собой. Мы начинаем чувствовать себя одной семьей, а это, безусловно, поможет нам жить дальше.

Смотрите также: