Если Ваш ребенок идет в школу...

   
   

Когда слышишь разговор бабушки и мамы будущего школьника о подготовке малыша к школе, то практически всегда можно предугадать его содержание: письменные принадлежности, учебники и тетради, одежда и обувь и т.д. И, к сожалению, почти не услышишь об интеллектуальной и психологической подготовке. А ведь именно от этого, в первую очередь, и будет зависеть, насколько успешным будет "врабатывание" в учебный процесс. Так на что же в первую очередь следует обратить внимание?

В ПЕРВУЮ очередь - на состояние организма в целом, особенно на нервную систему ребенка. Не забывайте о том, что абсолютно здоровая нервная система имеется только у 20-25% 6-летних детей.

Многие родители могут спросить: "А что, остальные ненормальные?" Нет, речь идет не о больных шизофренией и эпилепсией. Хотелось бы, в первую очередь, дать совет родителям тех детей, которые в основном здоровы, но имеют те или иные небольшие невротические нарушения.

Прежде, чем принимать какие-либо решения и планировать самые замечательные и полезные мероприятия относительно своего ребенка, постарайтесь получить о нем максимум информации и хоть как-то систематизировать ее.

Внимательно отнеситесь к тому, как он переносит длительные поездки в транспорте, жару и духоту, как часто бывают у него головная боль и головокружение, насколько сильно и часто проявляются вспыльчивость и раздражительность. Попытайтесь оценить, насколько часто у него бывают резкие колебания настроения (от хорошего к плохому и наоборот), затрудненное просыпание и раннее пробуждение, поверхностный сон с частыми пробуждениями и неприятные сновидения. Настойчиво поинтересуйтесь, не бывает ли у него боли в сердце и сердцебиения. Обратите внимание на пониженный аппетит и сниженное настроение, заторможенность умственную, эмоциональную и двигательную. В ряде случаев, в зависимости от вида патологии, рекомендуются определенные диетические ограничения в приеме пищи и жидкости, в режиме труда и отдыха, в видах развлечений и спортивных игр, в стиле взаимоотношений с ребенком, в просмотре телепередач и занятиях компьютерными играми и т.д.

Стоит детально выяснить причины частых уединений, если таковые имеют место. Хорошо бы оценить степень общей подвижности вашего ребенка, а также утомляемость физическую и психологическую: уточнить, какие виды ситуаций в наибольшей степени вызывают дискомфорт или выбивают из привычной колеи (косвенные признаки наличия тех или иных психических заболеваний). У многих детей часто бывают различные страхи - темноты, замкнутого пространства и т.д. Не оставляйте их без внимания.

Желательно подробно представлять взаимоотношения вашего ребенка с его друзьями - кто они, какие общие интересы их объединяют. Небезынтересно представлять и то, насколько ваше детище искренне и откровенно в общении с различными людьми, в том числе и с родными.

Проанализируйте своего ребенка, понаблюдайте за ним: за тем, насколько часто в нем проявляются хвастливость и эгоистичность, насмешливость и жестокость, упрямство и драчливость, капризность и рассеянность, мнительность и лживость, плаксивость и обидчивость.

Полученные данные позволят вам понять, насколько правильно вы воспитываете своего ребенка и, возможно, приведут вас к выводу, что необходимы принципиальные изменения вашей педагогической методики и ваших взаимоотношений с остальными членами семьи.

Если вы увидели, что у вашего малыша имеется достаточно много отрицательных качеств, которые я перечислил, то, возможно, визит к психотерапевту поможет выяснить реальные причины некоторых особенностей поведения будущего школьника. Кроме того, абсолютно безобидные исследования головного мозга - электроэнцефалограмма, М-эхо-энцефалограмма позволят получить весьма ценную информацию о физиологических особенностях функционирования головного мозга вашего ребенка.

Много самых различных неправильностей поведения на самом деле возникают как следствие нарушений деятельности основных мозговых центров. В таких случаях только специальная медикаментозная терапия может ликвидировать или уменьшить выявленные нарушения.

При оценке мышления школьника желательно обратить внимание на его логичность и глубину, скорость и неординарность. Попросите ребенка рассказать свои впечатления о фильме, книге или любом событии его жизни, о котором у него осталось яркое впечатление. Таким образом, вы будете развивать навык выступлений перед аудиторией, повышая тем самым его чувство уверенности в себе, снижая тревожность и напряженность.

Хорошо развивают абстрактное и ассоциативное мышление загадки и пословицы. Пытаясь что-то разгадать или объяснить, ребенок выявит и реальный уровень своего интеллекта, и отдельные, может быть, выдающиеся свойства ума.

Перед началом занятий в школе (и не только) неплохо бы периодически учить наизусть стихи, особенно те, которые нравятся самому ребенку. Можно сделать своеобразный контроль за надежностью запоминания новой информации - спросить стихотворение спустя 3 дня, 7, 30 и т.д. Опять же ребенку (с вашей подачи) будет приятно думать, что знание большого числа стихов - это еще один повод уважать самого себя, чувствовать себя немного более эрудированным, культурным, похожим на "умных и важных взрослых".

Смотрите также: