Ошибка первая: Он нам хочет досадить
Мы думаем, что ребенок грызет ногти или сосет палец нарочно, из чувства непослушания. И никак не хочет отказаться от этой привычки на зло нам.
Это не так. Ученые говорят, что здесь действует глубинный механизм инстинктивного поведения. Ведь, мы не учили его грызть ногти и ковырять в носу, не так ли? Нет, не учили. Значит, эта модель поведения заложена природой. Как обезьянка ухаживает за собой, очищая нос, обгрызая ногти, выдергивая свалявшиеся клочки шерсти, так и ребенок следует этому архаичному стереотипу. Причем в мозге обезьянки есть специальные механизмы, которые заставляют ее ухаживать за собой тщательно - в процессе ухода она получает удовольствие. И ребенок от своих инстинктивных архаических действий получает явно положительные эмоции. Значит, чтобы он не грыз ногти (он все-таки не обезьянка и может ухаживать за собой по-другому), надо чтобы этот процесс не был единственным удовольствием в жизни. Ребенку, склонному совершать привычные патологические действия (так ученые называют вредные привычки), не хватает в жизни радости, защищенности и самостоятельности. А тело - это праздник, который всегда с тобой. Вот он и утешает, и развлекает себя, посасывая пальчик, или монотонно раскачиваясь на стуле, не обращая внимания на то, сидит он у себя дома или на людях, в публичном месте.
Ошибка вторая: Обойдемся без врача
Мы полагаем, что с дурной привычкой ребенка справимся сами, и не идем за советом к врачу. Это неправильно. Да, такие привычки наблюдаются у детей, с которыми родители строги, которых мало ласкают и обнимают, и этим наносят детям психологическую травму. Но вредную привычку может породить и мозговая дисфункция, вызванная, например, тяжелой беременностью мамы или осложненными родами. Есть еще и третья причина - отставание в развитии. Ведь почему-то этот способ доставить себе удовольствие не заменяется другими, более зрелыми и свойственными людям? А еще бывает сочетание всех трех причин. И только врач психоневролог может установить, какой из механизмов является первопричиной и что теперь надо делать: работать с мозгом, подключая все его компенсаторные возможности, развивать ребенка, чтобы он взрослел по возрасту, или только лишь окружить его заботой и лаской?
Ошибка третья: Не умеет себя вести - придется наказать
Если мы станем наказывать ребенка за то, что он сосет палец, ковыряет в носу, крутит волосы - за те стереотипные действия, которые доставляют ему удовольствие, мы будем его лишний раз травмировать, и этим подталкивать как раз к тем действиям, с которыми боремся. Запреты не помогут. Сколько было случаев, когда суровые родители мазали пальцы ребенка горчицей. Так эти дети не только продолжали пальцы сосать, но и через какое-то время просили, чтобы им намазали горчицу: удовольствие от сосания сливалось в сознании со вкусом горчицы, и этот вкус не казался уже неприятным, наоборот, он нравился. А какой-то папа-маляр, пытаясь отучить своего ребенка сосать палец, опускал пальчик сына в краску. И добился того, что без краски ребенок уже палец не сосал, он требовал краску и, в конце концов, нажил себе свинцовое отравление мозга.
Строгость в борьбе с вредными привычками - не выход. Но что тогда делать?
Правильный путь таков:
Вместе с врачом помогите мозгу ребенка преодолеть дисфункцию, если она есть.
Вместе с психологом убедитесь, что ребенок развивается по возрасту.
Замените вредную привычку приемлемым для общества действием. Когда внутренние и внешние условия для нормального развития обеспечены, вредная привычка становится "пустой", она уже не компенсация за недостаток удовольствия. Предложите ребенку сосать не палец, а конфету, сушку, жевать жвачку. Не крутить и не выдергивать волосы, а занять руки лепкой, вязанием, собирать мозаику или пазлы, поглаживать шерстистые игрушки. И раскачиваться, сидя на стуле, он не захочет, если за день накачался на качелях, и болтать ногами не будет, если набегался, напрыгался и его потребность в ритмических движениях удовлетворена.
Перед сном делайте ребенку успокаивающий расслабляющий массаж: поглаживайте ему слегка спинку и что-нибудь ласково приговаривайте или напевайте.
Быстрого результата врачи не обещают. Если вредную привычку мы наблюдали у ребенка год, значит, теперь год придется следить, чтобы с одной стороны не возникли причины для появления такой привычки, а с другой - чтобы было, чем ее заменить.
ЗАПАДНЫЕ ученые считают, что пальцы сосут чаще дети вялые, безразличные, когда устают или боятся. А ногти грызут живые, властные, плохо контролирующие свои чувства.
А наши исследователи отмечают, что в ответ на школьный стресс почти все первоклассники грызут если не ногти, то ручки, а подростки, когда им плохо, чаще крутят и выдергивают волосы.