Вопрос-ответ от 16.11.2005

   
   

На вопросы читателей отвечает Татьяна ЯКИМАНОВА, психолог.

Почему ребенок отвлекается?

Моему сыну, который уже учится в 3-м классе, нужно много раз напоминать, чтобы он сел делать уроки. Но, даже усадив, его все время приходится подгонять, следить, чтобы не отвлекался на посторонние вещи. В результате ребенок делает уроки до 9 часов вечера. В чем же причина?
И. Норкина, Московская обл.

ОДНОЗНАЧНО назвать причину такого поведения невозможно. Во-первых, у каждого ребенка индивидуальный темп психофизического развития. Функция произвольного управления, контроля за поведением, планирование - наиболее поздно формирующаяся и "имеет право" формироваться до 10-12 лет. Не предъявляете ли вы своему ребенку необоснованно завышенные требования с точки зрения его возрастных возможностей?

В то же время такое поведение может быть и следствием задержки его психического и речевого развития. Еще одной из причин неумения ребенка в этом возрасте организовать себя нередко бывает неправильное воспитание. Например, гиперопека, когда обязанности ребенка - постелить постель, одеться, накрыть на стол - выполняют взрослые, обычно бабушка. Чтобы определить, какая причина в данном конкретном случае, лучше проконсультироваться с психологом.

Можно ли обсуждать учителя?

На днях спросила внучку, она учится в 3-м классе, о школьных делах. А в ответ услышала: "Англичанка придирается, больше тройки не ставит. Мама говорит, она деньги из нас вымогает. Добивается, чтобы мы ее репетитором наняли. А мама не хочет. Из принципа. Мы и так все время то за одно, то за другое платим. Мама вообще про учителей говорит..." И дальше весьма нелестные высказывания своей мамы. Наверное, я что-то не понимаю в сегодняшней жизни, но разве можно обсуждать с ребенком действия учителей?
Ирина Михайловна, г. Москва

ПРЕЖДЕ чем открыть ребенку "суровую правду жизни", взрослым стоит задаться вопросом: чего они этим достигнут? Дискредитируя школу, они лишаются важных рычагов воздействия на детей.

Во-первых, потому что процесс обучения во многом зиждется именно на авторитете учителя. У большинства школьников интерес к предметам и, соответственно, усердие в их изучении появляются не сами по себе, а под влиянием педагогов. Если учителей ни в грош не ставят, то и дисциплина начинает хромать.

Ну и, во-вторых, лишая ребенка авторитетных взрослых в школе, мы своими руками подталкиваем его к поискам авторитетов на стороне. А ведь далеко не всегда ему попадутся достойные люди. Да и потом, к педагогу еще можно предъявить претензии, а с "неформальных лидеров" какой спрос? Если у ребенка в школе проблемы, поддержите его, но ни в коем случае не подогревайте недовольство. Скажите, что вы поможете ему наладить отношения с педагогом. И постарайтесь понять, что вызывает у учительницы нарекания. Как правило, они не бывают совсем на пустом месте.

Если же контакта с педагогом не получается, то лучше не тратить свои и детские нервы, а перевести ребенка в другой класс или даже в другую школу.

Два года назад мы с мужем столкнулись именно с такой ситуацией и жалеем теперь только о том, что несколько затянули со сменой преподавателя. Решись мы на это раньше, наш ребенок был бы сейчас гораздо спокойнее и не отлынивал бы от школы при каждом удобном случае.

Смотрите также: