Как "облегчить" самую тяжелую четверть

   
   

Февраль - самый сложный школьный месяц. К этому моменту проходит большая часть учебного года и накапливается утомление. О том, как школьникам легче пережить самую долгую учебную четверть, рассказывает директора Института возрастной физиологии Российской академии образования Марьяна БЕЗРУКИХ.

ТРЕТЬЯ четверть трудна по-особому. Во-первых, зимой короткий световой день, недостаток ультрафиолета. И, во-вторых, чувствуется недостаток витаминов: что бы мы ни говорили об обилии овощей и фруктов в зимнее время, это - искусственно выращенные овощи, длительное время хранившиеся. Трудно предположить, что каждый ребенок съедает 3 фрукта в день (как советуют специалисты).

Есть еще важная причина, добавляющая сложности - дети стали меньше гулять. Это видно по данным исследований, которые мы ведем на протяжении уже 20 лет. Сегодня даже сельские школьники бывают на воздухе не более получаса: тот же компьютер, телевизор. Плюс растущее с каждым годом количество уроков. Если ежедневная нагрузка ученика 9-го класса в среднем составляет 14-16 часов (школьные занятия, факультативы плюс домашние задания), то что он еще может успеть?

Совершенно неправильно, что к зиме нагрузка в наших школах не уменьшается, а увеличивается (должно быть наоборот). И пик ее приходится на февраль. Важно нагрузку правильно перераспределить. Эти вопросы вправе решать сама школа. В апреле можно увеличить нагрузку: весной солнце уже появилось.

Что в такой ситуации могут сделать родители? Проанализировать режим дня ребенка. И тогда, возможно, станет понятно, что, он элементарно недосыпает. Ученик начальной школы должен спать 9-10 часов (старшеклассник - не меньше 8). Малышу нужно быть на воздухе 2,5-3 часа, а старшекласснику - 2-2,5.

Это вполне реально, если понять, куда девается время: не тратит ли ребенок его впустую. Может, он сидит перед телевизором и смотрит с бабушкой сериалы? Если мы возьмем сон, обязательную прогулку, прибавим 2 часа на гигиенические процедуры, на еду, мы поймем, что останется на учебу, на дополнительные занятия. Часто ребенок сидит за уроками 4 часа потому, что его никто не научил, как организовать свое время, не научил правильно делать уроки.

Есть элементарные вещи: уроки нужно начинать готовить с самого простого, с того, что точно получится. Человеку необходимо войти в работу. Если же начать со сложного, сразу возникнут препятствия. И, как следствие, - потеря времени, неверие в свои силы. В итоге ребенок без толку сидит 3-4 часа.

Обратите пристальное внимание на своего ребенка - не переутомился ли он? Если к середине февраля он похудел, под глазами появились синяки и он стал плохо спать - ситуация тревожная. В таких случаях я советую родителям взять 3 дня отпуска и уехать за город (но не в теплые страны).

Смотрите также: