Примерное время чтения: 5 минут
117

Такая живучая вторая смена

"В 90-м году у нас было шесть первых классов, а теперь вот уже второй год мы набираем только по одному классу, - говорит директор школы N 568 Лариса Кормилицина. - И такая ситуация характерна для большинства московских школ". Казалось бы, если детей стало меньше, второй смены в Москве быть не должно. Но она существует. Почему?

От центра...

В ЦЕНТРАЛЬНОЙ части города элементарно не хватает помещений. Традиционно школьные здания здесь старые и небольшие. Ни о каких новых пристройках не может быть и речи - плотность застройки в ЦАО очень высока, каждый квадратный метр - элитный. И хотя детишек в центре живет немного, в 9 школах вторая смена в начальных классах присутствует. В целом же по городу младшие школьники 263 общеобразовательных учреждений учатся во вторую смену, что... запрещено санитарными нормами. И вместе с тем, убеждали меня в столичном Комитете здравоохранения, руководство каждой школы вправе самостоятельно решать, во сколько должны начинаться уроки. Получается, что у каждого директора своя санитарная норма.

Самая печальная картина в Зеленограде и Восточном округе, там чуть ли не половина младших школьников вынуждена приходить на занятия позднее. Конечно, уроков в начальной школе немного, и вторая смена начинает учиться уже в полдень, но все равно дети освобождаются не раньше пяти часов вечера. Директора вынуждены вводить вторую смену из-за нехватки специально оборудованных помещений. Для занятий начальных классов необходимо помещение с отдельными партами, пособиями на стенах, игрушками и многим другим. В типичной пятиэтажной школе, какую можно увидеть в любом районе, начальным классам отдается один этаж, помещений которого может запросто не хватить, вот и приходится малышам ждать своей очереди на получение очередной порции знаний.

...до окраин

А ВОТ в спальных районах школ не хватает по другим причинам. Здесь можно было бы говорить о возведении пристроек, строительстве новых зданий, но, как всегда, все упирается в финансирование, а точнее, практическое отсутствие такового. У нас как строят новый микрорайон? Сначала жилые дома, потом магазины и офисные здания. Кажется, что-то забыли? Ах да - детские сады, школы и поликлиники. А люди уже переехали и ждут не дождутся, когда инфраструктура района, так хорошо представленная на макете, появится на самом деле. Дети, правда, подождать полгодика не могут, им учиться надо. Вот несчастные родители и отправляются на поиски ближайших школ, и там волей-неволей возникает вторая смена. Вот и имеем: детей в Москве мало, школ должно хватать с избытком, а вторая смена, как Ленин, живее всех живых. Каждый год выпускаются грозные постановления и распоряжения, мол, чтобы к 1 сентября никакой второй смены. И каждый год... сроки переносят. Самый оптимистичный прогноз окончания затянувшейся битвы - 2003 г.

Пришел из школы - спать пора

ДЛЯ МНОГИХ родителей вторая смена создает дополнительные проблемы. Например, когда у ребенка первый урок в 12.00, кто за ним будет присматривать, если утром все уходят на работу? В некоторых школах эту проблему решает "продленка наоборот". Родители приводят детишек к 8.30 в школу, там они вместе с воспитателями проверяют домашние задания, гуляют и играют, а потом отправляются на уроки. А дети из первой смены как раз в это время приходят в группы продленного дня. Но такой вариант может предложить не каждое образовательное учреждение из-за недостаточного числа воспитателей и опять же элементарной нехватки помещений.

По мнению специалистов Московского комитета образования, вторая смена никоим образом не отличается от первой - успеваемость такая же, внимание и дисциплина на уроках одинаковые, а детям такой режим даже нравится - утром можно подольше поспать. Да, действительно, дети выспятся, но на этом плюсы заканчиваются. По мнению детских психологов, утренние часы - самое плодотворное время для обучения, после полудня восприимчивость к получению новой информации снижается, поэтому учиться во вторую смену означает нарушать биологический ритм жизни ребенка. Зная это, учителя стараются не задавать школьникам второй смены уроков на дом, ведь они не успевают их делать. Вечером уже сил нет, а утром хочется спать, все очень логично.

Из-за того что занятия заканчиваются поздно, весь день получается ни туда ни сюда, и, кстати, многие кружки, секции, музыкальные и художественные школы начинают работать с 15-16 часов, так что при всем желании дети не смогут их посещать. Чаще всего вторая смена "достается" во 2, 3, 6 и 7-м классах, поскольку они промежуточные и не так важны для образования, как, например, первый или пятый. На сегодняшний день 65 тыс. из 975 тыс. московских школьников начинают учебу днем.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно