А стоит ли учеба таких жертв?

   
   

Ваш ребенок стал плохо есть? Он раздражителен и груб? Долго не засыпает вечером? И что-то часто простужался в эту зиму? А вы не пробовали посчитать, какие у него учебные нагрузки? Сколько часов в день ему приходится читать, писать, решать, запоминать?

Хроника обычного дня обычного гимназиста

7.20 утра - подъем. Если я сейчас же не стащу сына с постели - он опоздает в школу. Наш гимназист не может разлепить глаза, он явно не выспался. Усаживаю его под душ (не проснувшийся организм ноги не держат), стремглав убираю постель, достаю из шкафа одежду и делаю бутерброд в школу... Мы пьем чай, одеваемся и без пяти минут восемь выходим. 23 минуты бодрой рысцой по утренней прохладе, и я оставляю свое чадо у храма знаний.

Каждый день кроме субботы у нашего пятиклассника шесть уроков. В субботу - 4. Это гимназический класс с расширенной гуманитарной программой и двумя иностранными языками.

Около трех часов мальчик приходит домой. Дальше - обед, 30-40 минут отдыха (обычно - лежа на диване), а в 16 часов надо уже садиться за уроки. Приниматься за них нужно сразу же, без раскачки, ибо через час - время идти в музыкальную школу.

Занятия там - 4 раза в неделю. По часу, по два. В тот день, когда в будни нет музыкальной школы, и в субботу - сын дополнительно занимается английским, потому что в нашем гимназическом классе преподавание английского, к сожалению, поставлено слабо, а без английского сейчас, сами понимаете, никуда.

В семь - в восьмом часу вечера ребенок освобождается от дополнительных занятий и продолжает готовить уроки. В 20.00 он, чуть не рыдая, умоляет позволить ему посмотреть любимый мультик ("Один мультик в день!"). Я разрешаю. Во время мультика - ужин. Другого времени просто нет, потому что только мультик кончается, выясняется, что для школы еще не склеена русская изба, или не нарисован дом в трех проекциях, или не написан доклад о роли монастырей в обороне Древней Руси... Я прихожу в ужас: на часах почти 9 вечера, ребенку пора чистить зубы, собирать ранец и ложиться спать, а у нас еще кроме русской избы - подготовка к сольфеджио или каждодневные упражнения на фортепьяно.

Клею избу, рисую дом в трех проекциях и пишу доклад я. Ребенок, зевая, вздыхая и подвывая, как он устал, делает сольфеджио и играет положенные этюды и сонатины. Играет всего минут 20, хотя музицировать надо час. Но этого часа в дневном расписании у нас уже нет. А сборы ранца, умывание и укладывание растягивается на добрых полчаса - сын еле шевелится от страшной усталости.

На часах 22.00. Я уже криком кричу, что пора спать. Наконец, ребенок в постели, но теперь не может сразу заснуть. Проходит минут 20, прежде чем он затихает.

А назавтра я не решаюсь разбудить его до самой последней минуты. Но в 7.20 надо тащить бедного мальчика под душ. Он проспал 9 часов, при его норме сна в 10!

К этой картинке могу добавить, что в субботу у нас свободен лишь вечер, а в воскресенье - лишь утро, потому что уроки задают и на понедельник, и мы их делаем половину воскресного дня.

Сколько можно учиться?

ПО СЛОВАМ главного научного сотрудника НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД, доктора медицинских наук, профессора Наталии КУИНДЖИ, существуют природой запрограммированные нормы, сколько часов занятий может выдержать ребенок в определенном возрасте. Например, в 5-м классе на 5-дневную рабочую неделю должно приходиться не больше 28 уроков. При шестидневке - 31 урок. В 6-м классе при пятидневке - 29 уроков, при шестидневке - 32. И никакие гимназии и лицеи не могут закладывать в расписание уроков больше.

Норма на приготовление уроков дома для учеников 5-6-х классов - 2,5-3 часа.

За то, что ученики школ с углубленным изучением иностранных языков, гимназисты и лицеисты учатся теперь и по субботам, родители должны благодарить как раз институт гигиены детей и подростков. Я говорю это без всякой иронии. Потому что институт проверил ряд гимназий и лицеев, которые при пятидневке усилили базовую школьную программу новыми предметами, и обнаружил, что в итоге дети получили по 8 уроков в день.

Восемь часов в школе, три - подготовка к урокам дома... Ничего себе рабочий день в 11 часов для ребенка 11-12 лет! А старшеклассники порой занимаются по 16 часов, на сон у них остается только 6. Получается жизнь вне всяких биологических законов. А мы ведь, какими бы "сапиенс" ни были, не можем вырваться за рамки биологических потребностей - не есть, не спать, не отдыхать, только работать.

Вот наши пяти-, шестиклассники, например, не могут спать меньше 9,5-10 часов без вреда для своего здоровья.

Они должны пробежать, пройти, проскакать за день около 7 км. Причем 3 км за те часы, что находятся в школе! Иначе дети просто не выдержат тех статических и психоэмоциональных нагрузок, которые им приходится переносить во время уроков. Проще говоря, не смогут спокойно сидеть, слушать, вникать, запоминать.

Гулять они каждый день должны 3 часа! Только какой московский школьник может найти в расписании своего дня столько свободного времени?!

У школьника хроническое переутомление, если...

- Он не может вечером долго заснуть, хотя ложится спать позже положенного времени.

- Вертится на уроках, не слушает объяснений учителя, на вопросы отвечает невпопад.

- Садясь за домашние уроки, не может сразу сосредоточиться - долго копается, перебирает бумажки, карандаши, ищет учебники...

- Аппетит стал плохим. Ребенок отказывается есть перед школой.

- Младший школьник стал чересчур возбужденным, подвижным. А подросток - постоянно грубит.

- У ребенка часто болит голова, может подняться артериальное давление.

- Ваш ученик без конца простужается. Это тоже "звоночек": не пора ли пересмотреть жизненные приоритеты - на первое место поставить не хорошее образование, а крепкое здоровье.

Чтобы вынести учебные нагрузки ребенок должен как можно больше двигаться. Поэтому к замечаниям учителей, что он, такой-сякой, бегает на переменках, отнеситесь философски. И хорошо, что бегает. В некоторых школах попечительские советы на деньги родителей устанавливают в холлах спортивные тренажеры. Может быть, и в вашей школе можно сделать что-то подобное?

Если от дома до школы 2-3 остановки на автобусе, ходите на уроки пешком. Некогда ребенку гулять, да и страшно его оставить одного во дворе? Посылайте каждый день в магазин, пусть хоть так пройдется.

Дома в перерывах между занятиями вашему чаду надо кувыркаться, прыгать, приседать, а не лежать на диване.

В выходные ребенок должен по полдня проводить на воздухе. Присоединяйтесь и вы, очень полезно!

Организуйте ребенку четкий режим дня. Единственное отступление, которое советуют сделать нейрофизиологи, - это дать возможность школьнику спать в выходной столько, сколько хочется. Чтобы компенсировать недельный недосып.

И, наконец, взвесьте дополнительные интеллектуальные нагрузки вашего ребенка. Языковой школы, гимназического класса или лицея не сверходаренному, а просто умненькому ребенку более чем достаточно. По силам ли ему еще музыкальная или художественная школа? Лучше отдать ребенка в студию бальных или спортивных танцев - это прекрасный отдых от зубрежки. Или запишите в бассейн - два занятия в неделю снимут и статическую, и психическую усталость.

Смотрите также: