21 апреля в Москве прошел финал 10-й Международной олимпиады для школьников "ИнтеллекТ". В этом необычном соревновании приняли участие 182 юных дарования из 12 стран мира - России, Азербайджана, Польши, Грузии, Беларусии, Узбекистана, Украины, Норвегии, Латвии, Литвы, Китая и Канады. В отличие от традиционных предметных олимпиад здесь требовалось продемонстрировать внимание, память, мышление, воображение, мастерство работы с текстами, умение слушать, говорить и другие интеллектуальные качества.
ОЛИМПИАДУ придумал 10 лет назад Марат Зиганов - доктор педагогических наук, профессор, автор образовательной технологии "ИнтеллекТ".
Самой технологии уже более 20 лет, сейчас она с успехом применяется и в России, и за рубежом. В Ломоносовской школе - введена в программу обучения как отдельный предмет у детей с первого по восьмой классы.
Поводом для ее создания послужила колоссальная перегрузка учеников. Задача состояла в том, чтобы научить ребят усваивать большой объем информации - либо на уроке, либо при первом прочтении учебника. Это требовало целенаправленной работы по совершенствованию всех составляющих интеллекта.
- Мы учим ребят логике, структурированию текста, выделению основных понятий, связыванию мыслей между собой, развиваем внимание и память, - рассказывает М. Зиганов. - А Олимпиада - для всех, кто хочет развить свои интеллектуальные способности, соревнуясь со своими сверстниками.
- В отличие от предметной наша Олимпиада оценивает не конкретные знания, а умение ребенка мыслить, слушать, вспоминать, говорить, - отмечает заместитель директора Ломоносовской школы Людмила Иванова. - Некоторые участники так талантливы, что уже в столь юном возрасте получают патенты на изобретения. (Кстати, на обложке номера - Соня Петерсон с патентом на изобретение приспособления для посуды, благодаря которому пища не пригорает.)
Задания Олимпиады очень необычные. Например, в этот раз пятиклассникам (которые еще не изучали химию в рамках школьной программы) был показан видеофрагмент с химическим опытом. В ходе его сливались и разливались растворы, но при этом была нарушена определенная последовательность действий. Ребята должны были очень внимательно проследить за ходом выполнения работ и обнаружить ошибку.
Семиклассникам читался вслух текст. А через 2 часа они должны были воспроизвести из него информацию - проверялась долговременная память.
"Я участвовал первый раз. Было трудно. Вопросы были связаны с деталями. Я понял, как же важно обращать внимание на мелочи", - рассказывает Гусейнов Рагиф из Азербайджана. "А я понял для себя, как важно использовать воображение, чтобы лучше запоминать", - говорит Та Пен (Китай).
Финальный тур Олимпиады состоял из 2-х этапов. Всего нужно было решить 8 интеллектуальных задач.
Победителями в разных возрастных категориях стали участники из 6 стран. Церемония награждения состоялась в тот же день. Победители получили ЖК-монитор, цифровую фотокамеру, путевку за рубеж, струйный фотопринтер, карманный компьютер, музыкальные центры.
Организаторы предусмотрели и множество поощрительных номинаций: "самый красноречивый ответ", "самый внимательный", "лучшая долговременная память", "железная логика", "самое богатое воображение", "быстрота и точность мысли", "чистота и ясность речи". Были отмечены также воля к победе и оригинальность решения. Без наград не остался никто!
Следующая Олимпиада "ИнтеллекТ" состоится через год. Чтобы стать ее участником нужно пройти креативный тур, который проводится с 1 сентября по 1 марта. Для этого достаточно купить брошюру с заданиями предыдущих Олимпиад (или посмотреть на сайте Ломоносовской школы www.lomon.ru ), выполнить их, составить не менее пяти своих и отослать в приемную комиссию. В каждой возрастной категории комиссия отберет по 20 авторов. Они и будут приглашены в Москву на 11-ю Олимпиаду.
Не упустите свой шанс!