Примерное время чтения: 5 минут
285

Учителя "не догоняют"

Недавний Турнир Ломоносова - ежегодная многопредметная олимпиада среди столичных школьников - подтвердил: уровень подготовки участников заметно снизился. Столичные школы стали хуже учить?

МЫ БЕСЕДУЕМ с организатором турнира Николаем КОНСТАНТИНОВЫМ, математиком, который разрабатывал методики преподавания ещё во времена СССР.

Потусоваться

- ОЛИМПИАДЫ были неотъемлемой частью советского образования. Победы повышали авторитет школ. А что сейчас?

- Значение олимпиад всё то же. Но появилось много формализма. Департамент образования как-то пообещал, что участие школ в Турнире Ломоносова будет засчиты-ваться как лишний балл при оценке их работы. И это привело к плохим последствиям. В течение многих лет число участников турнира не превышало 700-800 чел. А в этом году достигло 8,5 тыс. Казалось бы, массовость - хорошо. Но половина участников обеспечивается 5-6 школами, которые гонят на турнир почти всех своих учеников. Ещё из 300-400 школ приезжают по одному-два человека. Подавляющее же большинство (в Москве вместе с частными около 2 тыс. школ) вообще никого не присылают.

- А каков уровень подготовки участников?

- Как раз из-за массовости многие приходят на олимпиады неготовыми. Для них это, как правило, возможность потусоваться, провести время в выходной день, получить книжки в подарок. Бывает, они дожидаются: "О, наша Марьиванна ушла!" - собирают портфели и убегают. Лучше бы тратить это время на самообучение. То есть энтузиазм и учеников, и преподавателей направлен не в то русло: они готовы посещать 10-20 олимпиад в течение года, но при этом не хотят учиться!

- И результатами не блещут?

- На физфаке МГУ проводили олимпиаду. Мне сказали: "О, у нас рекордное количество девятиклассников пришло в этом году!" А потом выяснилось, что почти никто ничего не решил и приглашать на второй тур некого. В одном классе, где я работал, ученики разработали систему: кому и когда, сверяясь по секундомеру, выходить в туалет, чтобы обмениваться решениями. Об одном забыли договориться: кто будет решать задачи? Так и остались ни с чем. Вообще же, Москва теперь нередко уступает по уровню подготовки к олимпиадам таким городам, как Киров, Челябинск, Нижний Тагил. Оттуда всё чаще появляются сильные ребята.

Дорога вниз?

- ЕСЛИ такое происходит с "олимпийцами", что говорить о школьниках в целом?

- Сильнейших всегда мало. На всю Москву их сейчас не больше ста, если говорить о математиках. Но при этом они, нынешние призёры олимпиад, не слабее своих сверстников 20- или 40-летней давности. Кроме того, прекрасно владеют компьютером. А вот средний уровень, похоже, упал. В большинстве школ вообще не учат толком.

- Проблема в преподавателях? Говорят, порой они уступают в уровне знаний ученикам.

- Один директор школы возмущался: как это, ученик решил задачу, а учитель не может? Что ж это за задачи такие? А задачи обычные, из журнала "Квант". Школьники их решают, показывают преподавателю, а тот НЕ ПОНИМАЕТ решений. При этом он сам выпускник мехмата МГУ! В чём же дело? А в том, что он много лет работает в школе, но не интересуется новыми знаниями. Ему не до этого -от него постоянно требуют чего-то постороннего, не имеющего отношения к его специализации. Приходит в класс пожарный инспектор: "Снимите с окон занавески, это нарушение правил безопасности!" Потом приходит кто-то другой: "Повесьте занавески!" Цветы надо поставить то туда, то сюда. От директора требуют вести журналы посещения уроков, и у него на другие, более важные дела не остаётся времени. Бюрократии в школе стало несоизмеримо больше, от чиновников нет отбоя. Учитель замотан - вот главная проблема! Например, в Канаде, в провинции Альберта, где мне доводилось бывать, профсоюз преподавателей защищает их от чиновников, даёт спокойно работать.

- Какие предметы сейчас интересуют московских школьников больше всего?

- Я спрашивал у своих учеников, какие науки они относят к наукам XXI века. Ответы такие: генетика, информатика и экология. Только дело в том, что все эти науки отвечают уже осознанным нами потребностям. Но есть те, о которых мы ещё не догадываемся. Например, узнать, как устроено человеческое мышление, память. Иначе говоря, создать искусственный интеллект. Спрос на научные разработки в этой области будет постоянно расти, потому что они найдут практическое применение, скажем, в сфере обслуживания. Вот пример. В сети магазинов трикотажа каждый день фиксируют вопросы, которые задают покупатели. И пересылают их в центральный офис. В месяц набирается 100 тыс. вопросов, их забивают в компьютер, но как их отсортировать, чтобы распределить по экспертам? Ведь кто-то "отвечает" за лифчики, а кто-то - за колготки, кто-то - за нейлон, а кто-то - за капрон. Нужна программа, которая проведёт лингвистический анализ текста и определит, кому что переслать. Это и есть разработки искусственного интеллекта. За ними, я считаю, будущее. Но это лишь одно из многих направлений.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно