94

Очередь на урок физкультуры

Если начатые в системе российского образования изменения просто довести до логического конца, то детям и государству будет хорошо, а остальным - спокойно.

Два великих почина

Решающим в этом смысле обещает стать 2005 год. Во-первых, должен завершиться эксперимент с единым государственным экзаменом. Во-вторых, - вступить в действие перечень обязательных вступительных испытаний для вузов разного профиля.

Это тесно взаимосвязанные между собой вещи. Вузы лишают возможности "городить отсебятину" на приемных экзаменах по количеству предметных испытаний. Теперь потенциальный абитуриент, скажем, любого медвуза будет твердо уверен в том, что ничего кроме знаний по русскому языку, биологии и химии с него ничего не спросят. От поступающего в технический вуз потребуется владение русским языком, математикой и физикой. И так далее.

Собственно и вузовские вступительные экзамены должны уйти в прошлое. Достаточно будет результатов ЕГЭ. Вузы устанавливают проходной балл. И если планка задана на уровне 85 баллов, то выпускнику, у которого в сертификате только 80, нет смысла подавать в этот вуз документы. Надо искать что-то попроще. Всё ясно и справедливо. Через год эта, пока экспериментальная, схема должна заработать в полном объеме. Но тогда надо идти дальше и отменять

Аттестат зрелой неполноценности

А в самом деле, зачем он, если вузы ему все равно не верят и проводят свои экзамены? И правильно делают, что не верят. Оценки-то в сей документ ставятся по последнему году учебы. И пятерка в нем по биологии означает только то, что ребенок, видимо, усвоил генетику и теорию эволюции - программный материал одиннадцатого класса. Но ведь несколькими годами раньше у него вполне могли быть такие знания по ботанике, зоологии и анатомии, про которые говорят, "три пишем - два в уме".

В этом смысле ЕГЭ куда объективнее. В его материалах в той или иной степени представлены все разделы школьной биологии. Именно поэтому и оценки за ЕГЭ у выпускников куда ниже, чем в аттестатах: повторить-то материал 3-4 предыдущих лет в последнем классе не успевают. Там своей программы хватает.

Такая же ситуация и на всех остальных предметах. Не верите? Откройте любую школьную государственную программу. Репетиторский "хлеб" в том числе и отсюда, а не только из-за несоответствия вузовских требований школьным.

Отменив аттестаты, мы поставим школьное образования с головы на ноги. Получится то, о чем давно мечтают все настоящие учителя:

Школа для ребенка, а не наоборот

В таком варианте школьник реально сможет учиться тому, что ему понадобится или тому, что интересно. И речь не идет о том, чтобы лишить литературы с историей будущих "технарей" или естественных наук потенциальных языковедов. Просто надо прекратить гуманитариям ставить двойки по физике с математикой, а любителю работать руками - по литературе.

Тогда "непрофильные" для ученика предметы будут действительно служить для общего его развития, а не для того, чтобы горе-педагог "размазывал" ребенка по парте свой вполне реальной отметочной властью.

А по профильным предметам отметки просто потеряют смысл. Там школьник и так будет выкладываться во всю мощь своего потенциала. Представляете? Школа без двоечников! Школа, где не надо хитрить и изворачиваться ради нужной оценки по отвратительному предмету. Где учитель действительно будет учить, а не оценивать ученика. Сколько здоровья и физического и нравственного, если и не прибавится, то хотя бы сохраниться у детей. Да и у учителей, которым не надо будет рисовать в журналах липовые отметки.

А какому ребенку не захочется ходить туда, где он сможет выбрать интересный именно ему вид деятельности и заниматься интересной ему, а не кому-то, работой! И насколько спокойнее будет родителям, которых не будут дергать только из-за того, что их чадо не сдало вовремя сочинение или не выучило число ножек у какой-нибудь заморской каракатицы. Всё это хорошо. Но что будет делать школа, если большинство ее учеников выберет

Стандартный набор двоечника

В таковой во все времена входили три предмета: физкультура, труд и изобразительное искусство (или, вариант, музыка). Набор отнюдь не случайный. Не сильно отягощенные "основными" предметами школьники всегда отличались хорошим здоровьем и потому пятерками по физкультуре. Они же и руками работали очень даже неплохо. А на рисовании и пении учителя просто редко когда ставили плохие оценки.

А как же прочие литературы и математики, физики и географии? А никак. От всего этого громадья школьных предметов в головах даже самых отличных отличников остается в лучшем случае 3-5 % информации. А 30-40 % учебного материала по естественно-математическим дисциплинам большинство школьников вообще не усваивает. Это не я выдумал. Это данные Министерства образования. И нет никаких оснований ему не верить.

Так, что во всех смыслах полезнее мяч гонять. Здоровье, в отличие от диплома, в переходе метро не купишь. Конечно, в такой ситуации места и времени в школьных спортзалах будет не хватать. Но тогда и у государства будет больше стимулов для создания "при образовательных учреждениях комплексных физкультурно-спортивных центров с типовым набором спортивного инвентаря и оборудования, позволяющих обеспечить двигательную активность дошкольников и учащихся". Именно так записано в Концепции развития физической культуры и спорта в Российской федерации на период до 2005 года.

Пора бы уже всем понять, что внутренний покой, нравственное равновесие, умение ребенка получать радость от созерцания природы или удовлетворение от физических нагрузок куда важнее, нежели знание им дат жизни великих мира сего, формул сокращенного умножения или еще какой ерунды. А ежели необходимость в таковых после школы вдруг и возникнет, то

Добро пожаловать в армию

У вооруженных сил не будет никаких проблем с комплектованием, ведь из нормальной школы будет выходить 80% здоровых юношей, а не 10%, как сейчас. Мало того, туда будет конкурс. Достаточно только сделать одну очень простую вещь: открыть там бесплатные курсы по подготовке в вуз, что, к слову, практикуется почти во всех армиях развитых стран.

На таких условиях в нашу армию будут рваться не только граждане СНГ, как теперь, после поправок к закону "О гражданстве РФ", но и российская молодежь. Те у кого сейчас проблемы с деньгами на репетиторов, вузовские общаги или просто баллов не хватило для поступления в МГИМО.

И служить они будут, как говорится, на все 100, чтобы заработать рекомендацию командира для внеконкурсного поступления. А такое право для отличников "боевой и политической" уже три года как закреплено законом.

Насколько легче жить будет всем нам, когда нормальными станут сразу два таких монстра, как школа и армия. А сделать-то для этого осталось сущую ерунду. Какую именно? Смотри выше.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно