Непопулярная депопуляция...

   
   

Демографическую проблему в России сейчас активно решают чиновники. Первый вице-премьер Дмитрий Медведев даже назвал "цену вопроса": 195 миллиардов рублей. Но изменят ли деньги ситуацию коренным образом? Об этом на заседании клуба "Открытый форум" размышляли демографы, статистики, социологи и экономисты.

ПОПЫТКА со стороны государства стимулировать рождаемость - первая и скорее спонтанная реакция на ощутимое сокращение численности. Она столь же естественна, сколь и заведомо непродуктивна - об этом хором говорили все специалисты. Невозможно за счет небольшого увеличения пособий радикально изменить демографическую ситуацию, которая определяется в большей степени не деньгами, а изменением стиля и качества жизни. Многие обеспеченные семьи не хотят рожать детей, потому что ценят свободное время, стремятся получать образование и делать карьеру, а не потому, что детей нечем кормить. И это общемировая тенденция, которая не обошла и Россию.

С точки зрения конечного результата сейчас более конструктивна политика повышения качества жизни уже живущих, получающих образование, работающих и выходящих на пенсию поколений, а также борьба с очень высокой смертностью. Как отметила глава управления переписи населения Федеральной службы статистики Ирина Збарская, в настоящее время проблема смертности гораздо более серьезная, чем низкая рождаемость.

Здесь мы естественным образом подходим к проблеме миграции, которая должна восполнить самый дефицитный на ближайшие годы ресурс России - труд.

Начиная с 2007 года, трудоспособное население страны начнет постепенно снижаться и заместить "выпадающую" рабочую силу могут только мигранты. При этом, судя по масштабам бедствия (России нужно 700 тысяч мигрантов в год), речь идет не только об избирательном отборе образованных мигрантов, качественной рабочей силе, но и о массовой миграции, причем не только и не столько русской.

Ресурс русской диаспоры оценивается, по данным демографа Жанны Зайончковской, в 4 миллиона человек, и он может быть довольно быстро вычерпан. Больше того, за него придется еще и конкурировать с другими странами.

Значит, России придется смириться с массовой трудовой миграцией. С тем, что она будет естественным образом направлена в самые богатые регионы страны, то есть крупные города. Значит, эти крупные города окажутся в еще большей степени перенаселенными и мультинациональными.

В свою очередь, мультинациональность чревата возникновением этнических гетто - в том случае, если ничего не делается для культурной адаптации трудовых мигрантов и легализации их деятельности. На выходе мы получаем рост национальной нетерпимости коренного населения крупных городов и населения России вцелом. А это - основа для роста радикальных националистических настроений. И сценарии развития событий здесь могут быть самыми разными.

Таким образом, профилактика фашизма, воспитание толерантности из узкоспециальной правозащитной проблемы превращается, в вопрос выживания - экономического, социального, политического - России.

Есть еще один аспект проблемы, чисто социальный. Уменьшение и старение населения резко увеличивает нагрузку на тех, кто содержит пенсионеров. А это означает развал распределительной пенсионной системы и, как одно из возможных последствий - повышение налогов для удержания ситуации под контролем. Что может, в свою очередь, создать политические проблемы, которыми всегда чревато недовольство населения. Поэтому единственное решение этого аспекта общей проблемы - продолжение пенсионной реформы, быстрый переход на накопительную систему.

Вывод ученых категоричен. С демографической проблемой во всех ее проявлениях справиться можно. Но при единственном и самом важном условии - проявлении твердой политической воли. На повестке дня - реформа миграционной политики, трудовых отношений и пенсионной системы.

Смотрите также: