Дорога жизни

   
   

В Ленинграде, окруженном со всех сторон войсками противника, с осени 1941 года оставалось около 2,9 миллиона жителей. А запасов продовольствия и топлива было очень мало. Как наладить снабжение города? Главную роль в этом сыграла так называемая Дорога жизни, проложенная по Ладожскому озеру. Уже 12 сентября 1941 года, через 4 дня после установления блокады, к восточному берегу Ладоги причалили две баржи, доставившие в город 626 тонн зерна и 116 тонн муки. Холода осенью 1941-го ударили рано, и Ладожское озеро - единственное оставшееся "окошко" в мир, покрылось льдом. Как только лед стал способен выдержать автомашины, по Ладоге пошли автопоезда с продуктами, топливом, боеприпасами и пополнением для войск.

Немцы, зная об этой "ниточке", связывавшей город с "большой землей", постоянно ее обстреливали и бомбили. Мужество людей, работавших здесь, трудно переоценить. Шли ко дну баржи, уходили под ладожский лед грузовики с продовольствием и людьми... Но Дорога жизни сделала свое дело: помогла выжить ленинградцам в самые трудные месяцы блокады. Только за первую блокадную зиму в город было доставлено 790 тысяч тонн грузов, включая 353 тысячи тонн продовольствия, эвакуировано из города 540 тысяч жителей и раненых бойцов. Сейчас у мыса Осиновец, где пристали первые баржи с продовольствием, создан музей "Дорога жизни", а вдоль этой трассы установлены 7 монументов и несколько мемориалов.

Смотрите также: