Вы знаете, ребята, что самое дорогостоящее и трудоемкое на любой железнодорожной магистрали? Мосты. Причем, эти ажурные сооружения часто бывают не только надежны и практичны, но и очень красивы. А украшают железнодорожные мосты не только пролеты, вздымающиеся над большой рекой, узкой лентой морского залива, глубоким каньоном или просто над городской магистралью. Самыми живописными считаются арочные мосты. Вы их, конечно, видели. При строительстве в начале ХХ века Московской окружной дороги (см. "Московская Окружная") из четырех сооруженных на ней мостов два были арочными. И если "простые" мосты - Алексеевский (ныне Даниловский) и Дорогомиловский - стоят там, где их поставили, то арочные мосты-близнецы стали настоящими путешественниками. Впрочем, давайте обо всем по порядку.
Эти два арочных моста в Лужниках (они были первыми такими мостами в России) проектировал и строил выдающийся инженер Л.Д. Проскуряков, по проекту которого сооружено немало уникальных мостов через великие и малые российские реки (Волгу, Енисей, Оку и др.). Московские мосты инженера Проскурякова во многом выиграли благодаря архитектурному оформлению, выполненному академиком А.Н. Померанцевым. Не один год они были достопримечательностью и даже гордостью Москвы! Между прочим, точный инженерный расчет (а точнее - предусмотрительность) позволил этим мостам избежать перестройки, когда, после сооружения канала Москва - Волга, многие мосты города пришлось модернизировать для пропуска больших волжских судов.
Мост, построенный у бывшего Андреевского монастыря, нарекли Сергиевским (в честь бывшего московского генерал-губернатора, дяди императора, великого князя Сергея Александровича). К этому времени великий князь погиб от бомбы эсера-террориста И. Каляева, и мост стал своеобразным памятником московскому генерал-губернатору. В советские времена, когда память об убитом сменилась почтением к его убийце, мост, естественно, переименовали: он превратился в Андреевский. А совсем недавно, в связи со строительством Третьего транспортного кольца столицы, мост перевезли на другое место, сегодня он установлен напротив ЦПКиО им. Горького. Такая же участь постигла и его собрата: мост "имени императора Николая II" в советские времена переименован в Краснолужский. Его недавно также передвинули, и теперь он соединяет берега Москвы-реки напротив Киевского вокзала.