Многие ли пассажиры, ежедневно пользующиеся услугами платформы Каланчевская, знают о ее особой судьбе? На перроне станции высится небольшое здание, увенчанное куполом. Это императорский железнодорожный павильон, построенный в 1896 году специально к приезду из Петербурга в Москву, на собственную коронацию, Николая II, которому суждено было стать последним российским императором.
Предполагалось, что царский поезд из тогдашней столицы прибудет на станцию Москва-Каланчевская и здесь, в парадном павильоне, состоится встреча нового императора с московской знатью. Отсюда, от Каланчевки предполагалось начать и торжественную коронационную процессию. А посему готовились к этому событию железнодорожники тщательно. Павильон был выстроен из облицовочного кирпича и разукрашен тарутинским камнем (автор проекта - архитектор Г. Войневич). Внутри здание было также обустроено весьма пышно, по-царски. Рядом, на Каланчевской улице, расчистили обширную площадку - настоящую площадь! - предназначенную для "парковки" карет, как самого императора, так и его многочисленной свиты. Возле павильона разбили сквер, который окружает это здание и сегодня.
Но планы императора изменились. Может быть, трущобный район (а Каланчевка была типичным привокзальным районом) организаторам коронации не понравился, а может быть, маршрут по Тверской улице был признан более "отвечающим задачам момента" - кто знает. Как бы то ни было, но императорский поезд прибыл к перрону Брестского (ныне - Белорусского) вокзала. Здесь же в последующие годы, посещая Москву, император останавливался неоднократно.
А Царский павильон на Каланчевке жив! После 1917-го в здании разместился райсовет Железнодорожного района Москвы, а затем его передали НКПС (Наркомату путей сообщения, так называлось долгие года МПС). Сейчас это обычное станционное помещение и билетные кассы. Будете на Каланчевке - обратите внимание на это здание!
Смотрите также:
- Маршрут Второй: "По Тверской-Ямской да с колокольчиком..." →
- Александр Векслер: "Жду новых находок" →
- Строки из биографии →