Электричка и электрификация

   
   

Мы так с вами, ребята, привыкли к слову "электричка", что даже не задумываемся о том, что это такое. Поезд, локомотив которого работает на электрической тяге? Разумеется. Но ведь не всякий поезд, а только поезд пригородный (в крайнем случае - межобластной). Поезд дальнего следования (несмотря на то, что везет его по просторам страны все то же электричество) "электричкой" никто не назовет.

К электрификации пригородного участка железной дороги Москва - Раменское Московско-Казанская дорога готовилась еще перед Первой мировой войной. Но задуманное осуществить не удалось. И первой электричкой в нашей стране стал пригородный поезд, следующий по маршруту Москва - Мытищи. Случилось это в 1929 году. Выбор именно на эти 17, 8 км железной дороги для проведения первого опыта по электрификации железнодорожного движения пал не случайно. Во-первых, здесь была наибольшая интенсивность движения поездов; во-вторых, отсутствие перспектив улучшить дела обычным способом, а в-третьих, близкое "соседство" большой науки - столичных научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро. К разработке проблем электротяги были привлечены лучшие ученые умы того времени, а также московские заводы: "Динамо", "Электросила" и многие другие. За два года до этого на московском железнодорожном узле создали Бюро электрификации, которое также занялось этой проблемой.

В апреле 1929 года началась прокладка контактной сети (проводов) для будущих электропоездов. Одновременно стали готовить составы (и моторные, и прицепные вагоны делались на Мытищинском заводе) и обучать кадры, которые должны были их обслуживать. Первые электрички, разумеется, не похожи на те, в которых вы ездите на дачу. Но принцип движения и подачи тока остался прежним.

И вот 12 августа 1929 года проводить в пробный рейс первую московскую электричку собрались на перроне Ярославского вокзала ученые, проектировщики, работники Наркомата путей сообщения (так называлось тогда железнодорожное министерство), а также многие служащие дороги. Со всеми остановками (а их в то время на этой трассе было 7) электропоезд проделал путь до Мытищ за 24 минуты. "Паровик" затрачивал на эту же дорогу 35 минут. Экономия в 11 минут по меркам железной дороги - совсем не маленькое дело!

Официальное открытие этого участка дороги состоялось лишь 1 октября 1929 года. Причем первые электрички ходили только в светлое время суток. А закончилась электрификация всех пригородных участков московской железной дороги уже после войны, в конце 1950-х годов; и многие ваши еще не старые бабушки и дедушки успели поездить на дачу и в пионерлагерь в вагонах, которые тащил дымящий паровоз.

Смотрите также: