Веласкес Диего (1599-1660)

   
   

Судьба была благосклонна к испанскому художнику Диего Веласкесу: уже в 24 года он стал одним из придворных живописцев короля Филиппа IV и оставался им до конца своих дней. Веласкес жил во времена расцвета национальной культуры, литературы и живописи, был современником Сервантеса, Лопе де Веги, Мурильо. Кроме того, ему достались прекрасные учителя: сначала художник-реалист Франсиско Эррера, затем блестящий теоретик искусства, живописец и педагог Франсиско Пачеко, на дочери которого художник впоследствии женился.

Но не надо думать, что творческий путь Веласкеса был усыпан розами, ведь истинный талант всегда вступает в противоречие с общепринятыми канонами. В тот момент, когда художник пришел на службу к королю, группу придворных живописцев возглавлял Висенсио Кардуччо, который искренне считал, что портрет должен исправлять недостатки натуры. Картины, написанные по этому правилу, изначально лишались глубины и достоверности, а значит жизни и красоты. Между тем Веласкес, уже создавший полотна "Завтрак", "Продавец воды", "Старая кухарка", стремился именно к правдивому изображению действительности. Начались неизбежные конфликты, но Веласкес был молод, талантлив и умел настоять на своем. Он никогда не льстил своим заказчикам, и потому его портреты вошли в сокровищницу мировой живописи.

Кого только не писал Веласкес! Принцессы и принцы, слуги и люди из народа, полководцы и придворные, ученые и поэты, карлики и шуты, как живые, смотрят на нас с портретов мастера. И за каждым изображением - личность с ее богатым (или не очень) внутренним миром, чувствами, переживаниями, характером!

В 1650 году, во время второго посещения Италии, Веласкес пишет портрет папы Иннокентия X. Он получается таким жизненным, что сам папа, взглянув на него, восклицает: "Troppo vero!", что означает: "Правдиво свыше меры!"

1650-е годы - период расцвета творчества Веласкеса. В это время написана одна из знаменитейших его картин - "Венера перед зеркалом". Надо сказать, что в Испании того времени художник, изобразивший обнаженную натуру, рисковал подвергнуться суду и обвинению в ереси. Святая инквизиция строго осуждала любые отступления от церковных канонов. Задумав "Венеру", Веласкес долго рассказывал королю о творениях Рубенса и Тициана, виденных художником в Италии. Плененный этими рассказами, король обещал отстоять будущую картину перед Святой инквизицией. Но и сам Веласкес "подстраховался": на полотне Венера изображена со спины, она не демонстрирует себя, а просто занимается обычным для красивой женщины делом - разглядыванием себя в зеркало.

В последние годы жизни Веласкес пишет еще две прославленные вещи - "Менины" и "Пряхи".

На картине "Менины" (1656) изображен сам художник в тот момент, когда он работает над портретом короля и королевы. Многоплановость этой картины поражает зрителя. Вот перед нами мастерская: слева - художник перед мольбертом, справа - присутствующая на сеансе дочь королевской четы, инфанта Маргарита, в окружении фрейлин (менин). А где же сами король и королева? По идее, мы не должны их видеть, они ведь сзади нас, но королевская чета все равно присутствует на картине: за левым плечом живописца зеркало, и в нем легкий абрис двух фигур. Именно над их изображением трудится художник.

И это еще не все. Свет! Он падает сзади, иначе мы не разглядели бы ни затянутую в корсет явно скучающую маленькую принцессу, ни пытающихся развлечь ее фрейлин. В чем же секрет? На самом дальнем плане человек, оглянувшись на нас, откидывает портьеру и пускает в мастерскую лучи солнца, которые словно выхватывают из полумрака капризно отвернувшуюся принцессу, озабоченных фрейлин, карлицу и огромного пса, дремлющего на ковре. Эта картина - и жанровая сцена, и портрет, и автопортрет одновременно.

"Пряхи" (1657) - первое в западноевропейском искусстве полотно, показывающее труд простых людей. На нем изображена королевская шпалерная мануфактура св. Изабеллы. На заднем плане уже сотканный ковер, который разглядывают две знатные дамы, посетившие мастерскую, а на переднем - сами ткачихи, настолько занятые работой, что не проявляют никакого интереса к посетительницам. В комнате царит полумрак, свет проникает в нее сквозь ниши и из расположенного за пределами картины невидимого источника. Все в ней окутано живой, вибрирующей воздушной средой.

Живя при дворе, Веласкес не избежал участи всех придворных - погони за почетными орденами и званиями. От благоволившего к нему короля художник получил звание гофмаршала. Именно это и стало косвенной причиной смерти Веласкеса. Он был обязан организовывать придворные торжества и праздники. В 1660 году живописец-гофмаршал подготавливал торжественную встречу Филиппа IV с французским королем Людовиком XIV. Местом встречи был избран "Остров фазанов", расположенный на пограничной реке. В середине апреля художник отправился к франко-испанской границе. Эта поездка оказалась для него последней. Путешествие, как всегда в те времена, было очень трудным, его тяготы и спешная работа подорвали силы художника. В Мадрид Веласкес вернулся в конце июня, и уже совсем больным. 6 августа 1660 года он скончался на руках своей преданной жены Хуаны Пачеко.

Это интересно

Первый учитель Веласкеса, Франсиско Эрреро, отличался очень свободолюбивым нравом. Однажды испанский король заказал ему картину, изображающую сцену из придворной жизни. Все время, пока художник ее писал, король находился рядом и давал указания.

В конце концов, уставший от поучений Эрреро не выдержал и сказал: "Свет много потерял оттого, что вы, Ваше величество, не присутствовали при сотворении мира. Бог мог получить тогда много полезных советов".

Смотрите также: