"МАДАМ Сезанн в голубом" П. Сезанна - наиболее известный и популярный экспонат Хьюстонского музея (США) - впервые показывается в России. Картина дополняет экспозицию Сезанна в ГМИИ им. Пушкина, которая по праву считается одной из лучших в мире. Она будет находиться в ГМИИ до 7 августа.
ГЛЯДЯ на картины Сезанна, биржевой маклер Поль Гоген сказал однажды: "Нет ничего, что так походило бы на мазню, как шедевр". Сезанн хотел "одним-единственным яблоком удивить Париж". А парижские газеты именовали его картины не иначе как "кошмары", "чушь", "маслом писанные ужасы". И уличные мальчишки в Эксе, где он жил, с криками: "Иди малевать свои картинки!" - бросали в него камнями. И даже лучший друг, школьный товарищ Эмиль Золя, сделал его героем романа о творческом бессилии.
Сезанн... Бунтарь, мятежник, ниспровергатель, сумасшедший... Всеми гонимый, всеми презираемый, всеми осмеянный величайший художник, всю жизнь пребывавший в безвестности. Это он падал на колени перед Роденом, благодаря маститого скульптора за то, что тот пожал ему руку. Это он обвинял Гогена в том, что тот украл его "маленькое видение" и растащил его по всем континентам ("А я? Что делать мне?"). Это его видение похищали фовисты и кубисты, Матисс, Пикассо, Модильяни, Кончаловский, Фальк, Куприн... Именно его называли потом великим освободителем своего времени. Его именем было названо новое направление в живописи ХХ века, а его тайну пытаются разгадать уже второе столетие. Сегодня эта тайна открыла нам, московским зрителям, свою новую грань.
Мадам Сезанн - жизнерадостная, совершенно равнодушная к живописи натурщица Гортензия Фике, замечательная разве что своим терпением - достоинством, необходимым для натурщицы, - в 19 лет покорила сердце художника и навсегда вошла в историю искусств: Сезанн написал 44 ее живописных портрета. Она была не только любимой женщиной, но и любимой темой в творчестве Сезанна.
"Мадам Сезанн в голубом" относится к зрелому периоду творчества художника. Небесная голубизна портрета заставляет вспомнить слова Сезанна: "Я вдыхаю девственную чистоту вселенной". И при этом портрет так же объективен, как пейзаж или натюрморт. У Сезанна унаследованная от предков-крестьян тяга ко всему реальному, весомому, плотному, земному - будь то яблоко, кувшин, домик на горе или лицо. Лицо мадам Сезанн неподвижно и при этом изменчиво. Чуть раскосые глаза смотрят то печально, то жестко. Оцепенение и движение. Немая вечность и трепетная жизнь.
Сезанн был очень религиозен. Однажды, гуляя с Гортензией и сыном по улицам Фрибура, он увидел антирелигиозную демонстрацию. Взволнованный художник исчез в толпе. Он исчез на несколько дней. Лишь некоторое время спустя от него пришло письмо со штемпелем: "Женева".
"Нет ничего, кроме этого", - часто говорил Сезанн, указывая на небо. Эта глубокая религиозность, ощущение присутствия Творца в обыденном, присущее старым мастерам, живое чувство божественности мироздания пронизывает все творчество Сезанна и особенно ярко выражается в портретах мадам Сезанн.