Наверное, трудно найти художника, который в своем творчестве был бы настолько предан одной-единственной теме, как И. К. Айвазовский. Источником вдохновения для него служило море - нет ни одного состояния этой водной стихии, которое он не изобразил бы на своих картинах. Особенно любил художник волнующееся, бурное море.
Например, на знаменитом полотне "Девятый вал" (1850) мы видим последствия сокрушительного шторма: обломанная мачта когда-то большого и красивого корабля отдана воле еще бушующих волн. За нее цепляются несколько чудом оставшихся в живых моряков. Их судьба неизвестна, и лишь робко пробивающиеся сквозь сплошную грозовую мглу лучи солнца дают надежду на спасение.
Или написанная в сдержанной манере картина "Черное море" (1881), в которой нет сюжета и только два "действующих лица" - волнующееся море и покрытое облаками небо. Таким изменчивым и прекрасным Айвазовский наблюдал безбрежный водный простор с детства, ведь родился он в Феодосии, здесь и творил свои картины.
Детство художника прошло в бедности. Но его отец, разорившийся коммерсант, рано заметил способности сына. Уже учась в симферопольской гимназии, маленький Ваня показал такие успехи в рисовании, что при содействии влиятельных лиц в 1833 году был зачислен в Академию художеств в Санкт-Петербурге.
Его учителем стал пейзажист М. Н. Воробьев, но главную роль в судьбе художника сыграл приехавший в Петербург в 1836 году Ф. Таннер - французский маринист (художник, изображающий морские пейзажи). Мастер своего дела, он обучил Айвазовского приемам изображения воды. Учеником Иван Константинович оказался талантливым, и уже в начале 1836 года представил на академическую выставку пять своих картин, которые получили очень высокую оценку.
В 1837 году за полотна "Штиль на Финском заливе" и "Большой рейд в Кронштадте" Айвазовский был удостоен большой золотой медали и звания художника. Вернувшись в Феодосию, он открыл мастерскую и начал напряженно работать.
Удивительное трудолюбие художника вылилось в 6 тысяч (!) написанных им картин. Не все из них равнозначны; иногда, демонстрируя доведенное до автоматизма мастерство, Айвазовский на глазах зрителей рисовал огромную картину за несколько часов.
Но большинство полотен мастера - признанные шедевры. При жизни И. К. Айвазовского состоялось более 120 выставок его картин в России и за рубежом. В 1887 году он был избран почетным членом Академии художеств, а также членом Штутгартской, Флорентийской, Римской и Амстердамской академий.
Интересно, что всю жизнь Айвазовский оставался художником одного жанра. Попытки написать "земной" пейзаж ему не удавались, изображения людей казались скорее "пробой пера" ученика школы живописи, а не работой мастера. Видимо, море - ревнивая стихия, не желающая отпускать от себя художника, в таком совершенстве познавшего ее красоту.
Смотрите также: