Примерное время чтения: 4 минуты
304

Левитан Исаак Ильич (1860-1900)

И. И. Левитан - художник, всем своим творчеством доказавший, что пейзаж может быть насыщен бесконечным разнообразием мыслей, чувств и настроений. На языке одного только пейзажа Левитан сумел сказать то, чего порой не могли сделать художники, работавшие во многих жанрах.

Современница художника в своих воспоминаниях описала, как рождался такой насыщенный чувствами пейзаж. Однажды, возвращаясь с охоты, они с Левитаном вышли на старое шоссе. "Длинная полоска дороги белеющей лентой убегала среди перелеска в синюю даль. Вдали на ней виднелись две фигурки богомолок..." Пейзаж казался умиротворенным, даже уютным. И вдруг Левитан сказал: "Постойте, да ведь это Владимирка, та самая Владимирка, по которой когда-то, звякая кандалами, прошло в Сибирь столько несчастного люда". На следующий день художник пришел на это место и в несколько сеансов написал картину "Владимирка" (1892).

Ни теплоты, ни уюта не осталось в этом пейзаже - бесконечная, серая, ничем, казалось бы, не примечательная уходит вдаль дорога, вокруг пусто, голо, лишь редкие перелески да кусты скрашивают окружающую бедность. Тучи, беспросветно нависшие над горизонтом, одинокая фигурка странницы вдалеке подчеркивают мрачный мотив пустынной дороги, дороги скорби, скрывающейся за горизонтом. И кажется, будто вся Россия пересечена ею...

Выпускник Московского училища живописи, ваяния и зодчества, сын простого служащего железной дороги И.И. Левитан рано понял свое призвание и никогда ему не изменял. По воспоминаниям современников, он "любил природу как-то особенно. Это была даже и не любовь, а какая-то влюбленность". Расцвет творчества Левитана пришелся на конец 1880-х годов. Только за 1889 год были созданы такие шедевры, как "Березовая роща", "После дождя. Плес", "Заросший пруд", "Вечер. Золотой Плес". В них чувствуется близость импрессионизму (с работами художников этого направления Левитан познакомился на Всемирной выставке в Париже).

Художнику было важно вызвать у зрителя определенный эмоциональный настрой, заставить его переживать состояние природы. С легкой руки А. П. Чехова, одного из самых близких друзей Исаака Ильича, появилось устойчивое выражение "левитановский пейзаж" (у писателя - "левитанистый").

В 1894 году Левитан создает свою удивительную философскую картину .- "Над вечным покоем". Трудно найти в мировой живописи произведение, в котором с таким суровым лаконизмом ставились и разрешались общечеловеческие вопросы жизни и смерти. На переднем плане картины - край косогора, старая деревянная церквушка и заброшенное кладбище, а дальше, насколько хватает глаз, - тусклая неподвижная вода огромного озера, лишь на горизонте очерченного узкой линией низкого берега. Человек с его судьбой перед лицом необъятной Вселенной - вот содержание этой картины.

На полотнах Левитана нет обилия деталей. Он всегда находит в пейзаже главный, определяющий мотив и подчиняет ему все остальное. Например, "Март" (1895) - всепроникающий солнечный свет, "Золотая осень" (1896) - пылающие кроны берез и их нежно-белые стволы. Эти мотивы потом не раз использовались другими художниками.

В 1897 году к Левитану приходит европейская слава: он был избран членом мюнхенского "Сецессиона" - объединения художников, отвергавших академические доктрины. В 1899 году он участвовал в выставке, организованной журналом "Мир искусства", где увидел свои работы рядом с лучшими образцами западноевропейской живописи.

Спустя год в расцвете творческих сил Левитан умер от тяжелого заболевания сердца. Незадолго до смерти он сказал: "Дайте мне только выздороветь. Теперь, когда я так много выстрадал, теперь я знаю, как писать"...

Это интересно

Когда Левитан ездил с учениками на этюды по волжским деревням, местное население встречало их настороженно. Ватага молодых шумных людей, к тому же занимавшихся совершенно непонятным делом, вызывала у деревенских людей подозрение. Их порывались избить, прогнать, а то и обвинить в колдовстве.

И лишь однажды, когда Левитан стоял на берегу реки у мольберта, к нему подошла старушка. Она долго наблюдала за работой художника, а потом вдруг протянула ему пятак.

- Что вы! Зачем? - удивился Левитан.

- Возьми, милый, купи себе хлебушка. Разве я не вижу, как ты мучаешься?

Так простая деревенская женщина посочувствовала творческим мукам художника.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно