Примерное время чтения: 5 минут
344

Женщины Кремлевских подземелий

Достаточно взять в руки череп, чтобы получить любую информацию о человеке

МАТЕРИ, жены, дочери и сестры великих русских князей и царей когда-то покоились в усыпальнице Вознесенского монастыря. Красавицы и умницы, незаурядные личности. Одни повлияли на ход истории, находясь в центре политических интриг, другие видели свой долг в жертвенном служении мужьям.

Раньше предпочитали яд

ПЕРВОЙ в этом некрополе была захоронена основательница монастыря Евдокия Донская. Княгиня родила князю Димитрию одиннадцать детей. И пережила мужа, так и не оправившегося от ран Куликовской битвы, на восемнадцать лет. Уже в конце жизни она приняла монашеский сан. Советская власть решила снести Вознесенский монастырь, несмотря на протесты ученых, писателей и историков. Монастырские постройки начали разбирать. Археологи и историки проводили здесь дни и ночи напролет. Многие реликвии оказались в ветхом состоянии, и их на ходу приводили в порядок. Саркофаги с останками перенесли в подвальные палаты Архангельского собора Кремля. Здесь они покоятся до сих пор.

Софья Палеолог, Елена Глинская, Наталья Нарышкина, Ирина Годунова... Вот изящный саркофаг Анастасии, первой жены Грозного. Она была миниатюрной женщиной с великолепной косой, почти до пола. Потрясающе, но коса эта сохранилась! Конечно, она усохла до размеров косички школьницы, ведь минуло пять веков. Анастасия умерла совсем молодой - ей было всего двадцать пять.

- Недавно удалось доказать, - рассказывает заведующая отделом археологии музеев Московского Кремля Татьяна Панова, - что и Анастасия, и Елена Глинская были отравлены. В их волосах и костях обнаружена ртуть. Если сейчас киллеры предпочитают пистолеты с глушителями, в средние века распространенным методом "разборок" с соперниками были яды.

Татьяна Дмитриевна знакомит меня с экспонатами уникальной выставки "Московские великие княгини и царицы", которая проходит в Благовещенском соборе Кремля. Вот, например, бюст Софьи Палеолог - прекрасный высокий лоб, большие глаза. Греческая царевна из древнего византийского рода отказала двум знатным женихам, прежде чем к ней посватался Иван Третий. Как выглядела великая княгиня Софья, мы знаем сегодня благодаря эксперту-криминалисту Сергею Никитину. Тридцать лет он занимается реставрацией древних останков, продолжая традиции знаменитого антрополога Михаила Герасимова.

Черепных дел мастер

- СЕРГЕЙ, вам, наверное, приходится массу исторических источников "перелопатить", прежде чем приступать к такой работе?

- Мне помогает Татьяна Панова. Она воссоздает атрибуты того времени - платочек на голове, украшения... А вообще для меня важна не эпоха, а сам человек. Достаточно взять в руки череп, чтобы получить любую информацию. Злой это был человек или добрый, красивый или уродливый, волевой или нет. Так в 91-м я "опознал" Николая II. У последнего российского императора был очень характерный лоб - вертикальный, с высокими буграми. Останки царской семьи можно было не мучить генетическими экспертизами. Тем более что имелись фотографии, были известны индивидуальные признаки каждого... Что уж тут сомневаться! Генетическая экспертиза лишь довершала разрушение останков.

- Сколько времени уходит на реконструкцию?

- Успех при восстановлении внешнего облика исторических личностей зависит прежде всего от того, насколько сохранился череп. Это и есть главная трудность, которую нужно преодолевать. В частности, реконструкция портрета Елены Глинской была очень тяжелой. Потому что мозговая часть черепа почти полностью отсутствовала. И все-таки удалось "поймать" пропорции. Это ювелирная работа, спешить нельзя. Полгода, а то и год уходит. Компьютер тут ни при чем, главное - руки. Вот сейчас над преподобной Евфросинией работаю (в миру - Евдокией Донской), тоже невероятно сложно, потому что нижняя челюсть практически разрушена. Возможно, это будет не абсолютная копия, но достаточно точная.

- Ваши воссозданные лица словно живые, смотрят, дышат. Как вам это удается?

- Посмотрите на этих двух прекрасных женщин - обе были сильными личностями, влиявшими на ход истории. Да к тому же необыкновенные красавицы. Но какие разные! Софья Палеолог - жесткое властное лицо. Череп хорошо сохранился, и я был поражен ее нижней челюстью - ни у каждого мужчины бывает такой волевой подбородок. Кстати, я провел сравнительные исследования, у нее очень много сходства с портретами Ивана Грозного, воссозданными Герасимовым. Измерив черепа Грозного и Софьи Палеолог, можно однозначно говорить, что Грозный унаследовал черты внешности бабушки. Да и характер. Как говорится, весь в бабушку пошел. А Елена Глинская - настоящая дама, женственная, хитрая, с мягкими и легкими чертами лица.

На последних этапах работы происходит что-то мистическое. Можно полгода делать лицо, достаточно быстро воспроизвести его черты. Но это скульптурный "робот". Нужно одухотворить свою работу, общаться с ней. Однажды вдруг дотрагиваешься до лица, делаешь какой-то штрих и ощущаешь, что оно ожило. Я назвал бы это "озарением", которое приходит откуда-то сверху. Может быть, душа той, чей череп в моих руках, подсказывает.

- Не снятся ли вам по ночам эти исторические персонажи?

- Они мне все как родные. И Агапит, и Елена Глинская, и члены царской семьи... Кроме того, я воссоздал очень много ликов святых, чем очень горжусь. Вот и лик Евдокии Донской почти готов. Сейчас наступила самая тяжелая пора -жду "озарения". Иной раз смотрю, думаю, пробую чуточку опустить веки или приподнять уголки губ, ничего не получается, уж за полночь, собираюсь домой и вдруг оборачиваюсь - свершилось! На меня смотрит живое лицо.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно