Будущий герой родился в Переяславле в 1220 году. Его отец, Ярослав Всеволодович, сын Всеволода Большое Гнездо, удерживал в своей власти процветающее Переяславль-Залесское княжество, которое возникло как удел Владимиро-Суздальского княжества. Столица княжества, Переяславль-Залесский, в те времена представляла собой один из самых укреплённых городов на Руси. По сути, это не город был даже, а крепость, окружённая могучими стенами с башнями, земляным валом и рвом с водой.
Мать Александра, Феодосия, была третьей женой Ярослава Всеволодовича. Сначала родился сын Фёдор, а через год - Александр. О раннем детстве мальчика известно мало - детство не считалось в те времена важным периодом в жизни, да и кончалось оно быстро. Не успел княжич вдоволь наиграться, как его и брата уже подвели к постригу - церковному обряду, означавшему переход из детства в юность. Епископ Симон совершил этот обряд в красивейшем Преображенском соборе святого Спаса. Сначала маленькому князю с молитвами и песнопениями подрезали волосы, а затем препоясали мечом, усадили на коня и вывели на показ приветствовавшим его горожанам.
Будущее Александра было предопределено с самого начала - он должен был стать воином, но вот насколько храбрым и удачливым, зависело уже только от него самого.
После пострига мальчики перешли с женской половины дворца на мужскую и поступили под власть воспитателя, боярина Фёдора Даниловича. Вскоре Ярослав был назначен князем в Новгород, куда и отправился с двумя сыновьями. Едва утвердившись на престоле, он покинул город и ушёл в поход на литовских князей, затем на шведов. Сыновья остались в Новгороде. Тем временем, в городе зрело недовольство Ярославом. Бояре плели заговор против князя, желая поставить на его место князя Михаила Всеволодовича.
А практически беззащитные перед коварством бояр, Фёдор и Александр учились грамоте под руководством умудрённого знаниями отца Варсонофия.
Писать учили тогда по Псалтыри, сборнику церковных псалмов. Обязательно и очень тщательно изучали Библию. Историю постигали по летописям и византийским хроникам, а надлежащему для княжичей поведению обучались по знаменитому "Поучению" Владимира Мономаха - по сути, первой книге, адресованной детям. Мономах учил: "Еде и питью быть без шума великого, при старших молчать, мудрых слушать, старшим повиноваться, с равными себе и младшими в любви пребывать, без лукавого умысла беседуя, а побольше вдумываться; не неистовствовать словом, не осуждать речью, не много смеяться, стыдиться старших, книзу глаза держать, а душу ввысь, не уклоняться учить падких на власть, ни во что ставить всеобщее почитание".
В отличие от старшего Фёдора, Александр постигал науку с большой охотой. Отец Варсонофий не мог нарадоваться на успехи своего ученика. С большим усердием выводил княжич замысловатые буквы на харатьях - кусках обработанной бараньей или козлиной кожи. Но особенно любил Александр рассказы отца Варсонофия о воинских делах своего отца. Мальчик мечтал побыстрее вырасти и выступить в поход в рядах войска Ярослава Всеволодовича. Всё, что касалось оружия, коней, основ бранного дела, живо интересовало Александра.
С детства проявилась и необыкновенная храбрость князя. Однажды прямо во время урока в комнату ворвался приспешник новгородских бояр Фома Полуэктов с ножом для мяса в руках. Фома объявил, что ему велено хоть силой привести княжичей на новгородское вече. Испугавшись, Фёдор заплакал и закричал, а Александр сохранил полное спокойствие и во все глаза наблюдал за происходящим. Казалось, маленький мальчик был полон решимости оказать сопротивление здоровенному детине.
Отец Варсонофий попытался крестом остановить злодеев. Но, что крест против ножа! Хорошо, что тут же оказался ловчий-медвежатник князя Шостак Орешко, обладавший огромной физической силой. На медведя он предпочитал ходить с голыми руками... Ему удалось справиться с Полуэктовым, а затем, обвязав княжичей под мышками верёвками, он одного за другим спустил их в окно. В тот же день они бежали в Переяславль, к отцу.
Здесь они росли и мужали. Всё чаще Александр выезжал в разные города с отцовской дружиной, знакомился с тяжёлой походной жизнью, пытался вникнуть в запутанные и тревожные политические дела. Никаких поблажек для юного княжича в дружине не делалось. В походах мужало тело Александра, а ум и дух крепли благодаря чтению книг из богатой отцовской библиотеки. Одной из любимейших его книг была "Александрия" - повествование о завоеваниях Александра Македонского.
Очень любил княжич охоту. Ярослав на несколько дней отпускал сына в лес под наблюдением опытного ловчего Ерёмы. Ерёма учил мальчика приёмам охоты, умению выживать в дремучем лесу. Однажды Александр чуть не погиб. Уйдя один в лес, он случайно провалился в приготовленную Ерёмой ловушку, куда чуть раньше попал молодой лось. Испуганное животное напало на князя и начало топтать копытами. Лишь чудом Александру удалось извернуться и заколоть лося ножом. Огромная туша зверя придавила князя в тесной яме. Так пролежал он без сознания много часов, пока его не нашли с помощью собаки и не принесли в охотничью избушку.
Израненный, едва выживший после нескольких дней сильного жара, Александр просил только об одном: не говорить отцу. Не за себя боялся, а за своих друзей-охотников - вдруг Ярослав накажет слуг за то, что недоглядели за сыном.
В 1233 году достиг совершеннолетия старший брат Александра Фёдор - ему исполнилось 14 лет. На лето была назначена свадьба Фёдора с черниговской княжной Ефросиньей. Однако случиться этому было не суждено. Буквально накануне свадьбы Фёдор неожиданно умер. Александр был потрясён смертью брата, которого любил, с которым всегда был неразлучен.
Но долго горевать ему не пришлось. Теперь он стал старшим в семье, а значит наследником. Ярослав стал относиться к Александру со всей строгостью - забавы остались позади. Вместо охоты - ежедневные военные учения, многочасовые занятия с учителями. И теперь уже не преданиями увлекали ум князя, его учили сложным перипетиям тогдашней политики, отношениям между княжествами, искусству дипломатии.
Обстановка же на Руси была сложной: всё ближе к русским границам подступали бесчинствующие в степях монгольские орды. Но Ярослав, пожалуй, первым разглядел другую угрозу, с Запада, откуда всё громче доносилось бряцание мечей могучих немецких рыцарей. В 1235 году Ярослав собрал большое войско из владимирских и новгородских дружинников и выступил в поход. Вместе с ним на первое боевое крещение отправился и пятнадцатилетний Александр.
Была зима, до крепости Дерпт, в которой засели рыцари, войско совершило тяжёлый переход. Осадив крепость, русские заставили рыцарей выйти на свободное пространство и принять открытый бой. Он происходил на берегу небольшой реки. Мало кто знает, но первое Ледовое побоище совершил не Александр, а его отец. Правда, юный князь принимал в нём участие и, видимо, многому научился. Бой закончился полной победой русских, которым удалось вытеснить рыцарей на лёд реки. Лёд проломился, и большая часть рыцарей потонула.
Немцы были вынуждены послать в Новгород послов и принять продиктованные русскими условия мира. Угроза с Запада ненадолго отступила. А Александр наконец-то увидел приёмы военного искусства, которым его учили, в действии, познакомился с вооружением и тактикой рыцарей и главное понял, какую угрозу для Руси они в себе таят.
Теперь Александр стал постоянным участником отцовских походов. Он снискал уважение дружинников своим неизменным мужеством, храбростью, умом и рассудительностью. А через год после боевого крещения в битве с немецкими рыцарями Александра ждало новое испытание.
Ярослава Всеволодовича позвали на "главный" престол - киевский. Ему предстояло передать свою власть сыну, что и было сделано на созванном вече. Александр принял княжеский меч из рук отца и принёс клятву, став князем-наместником новгородским. Юность кончилась. Теперь на плечи Александра легла огромная ответственность, и надеяться на помощь и советы мудрого отца не приходилось. А ведь было ему тогда всего 16 лет...
Это интересно
Новгород начала XIII века был центром уникальной в истории Руси феодальной республики. Уже в конце XI века посадник, глава города, утверждался путём голосования на общем вече. Он же, будучи избранным, его и возглавлял. Правда, посадником мог стать только представитель знатного боярского рода. Новгород имел право приглашать князей на княжение и изгонять их, если они вдруг становились неугодны. Князь возглавлял войско. Все эти вопросы тоже решались на вече. Вече собиралось у стен Никольского собора, на него допускались все свободные мужчины.
Здесь обсуждались разные насущные вопросы: утверждались законы, принимались и изгонялись князья, продавались земли и даже приговаривались к смерти изменники. Были ещё и местные вече, на них ставились проблемы, касающиеся данного конкретного района или местности.
Но не будем забывать, что Новгород был хоть и республикой, но феодальной - с чётким делением людей на классы. Высший слой составляли бояре - знать. Ниже стояли землевладельцы, хозяева обширных земель, и купцы, среди которых встречались очень богатые. Однако ни владения, ни богатство не давали им преимущества перед боярами - таковы законы феодального строя.
Ниже землевладельцев и купцов находились ремесленники, простые, но свободные люди. Нижнюю ступень иерархии занимали холопы или челядь, проще говоря, рабы. Эти люди были слугами при своих господах и не имели никаких прав, в том числе, и права участвовать в вече.
Новгород, раскинувшийся на обоих берегах реки Волхов, был очень богатым городом, так как занимал чрезвычайно выгодное географическое положение. Вокруг густые леса - источник древесины для строительства и обогрева домов, а также множество рек и озёр. В лесах в изобилии водилась пушная дичь, мехом которой успешно торговали, в реках - много рыбы самых лучших сортов: лосося, сига и других. Близость моря открывала широкие возможности для торговли, чем новгородцы успешно пользовались.
В Новгороде процветали ремёсла и, как нигде, была развита письменность. Первая школа открылась здесь уже в 1030 году по приказу Ярослава Мудрого. Знаменитые новгородские берестяные грамоты, найденные учёными в результате позднейших раскопок, свидетельствуют, что писать умели не только монахи (как преимущественно во всей остальной Руси), но и простые люди, и даже маленькие дети.
Единственной хозяйственной проблемой Новгорода было отсутствие в достаточном количестве пахотной земли. Ровных полей почти не было - одни леса. У лесов землю приходилось отвоёвывать. На определённом участке деревья сначала подрубали, а через год, когда они засохнут, сжигали.
Но всё равно по хлебу Новгород сильно зависел от соседних княжеств.