Примерное время чтения: 5 минут
2167

Васнецов Виктор Михайлович (1848-1926)

В далеком вятском селе Лопьял под неумолчный вой вьюги маленький мальчик, будущий художник В. М. Васнецов, слушает волшебные сказки, которые рассказывает ему няня. Перед ним встают чудесные образы, впоследствии именно они лягут в основу многих его картин. Тоскует на берегу лесного ручья крестьянская девушка Аленушка, мчится на сером волке Иван Царевич, Баба-Яга колдует в своей избушке на курьих ножках, а три былинных богатыря зорко вглядываются в горизонт...

Эти и многие другие картины Васнецова передают огромную любовь автора к русской природе, русскому народу, его истории. Эта любовь, привитая с детства отцом-священником и развитая затем знаменитым педагогом П. П. Чистяковым во время учебы Васнецова в Академии художеств, получила окончательное воплощение в творчестве живописца после его переезда в Москву в 1878 году. "Я больше и сильнее Репина и Поленова ощущал, что без Москвы мне как художнику - конец", - писал В. М. Васнецов. Часами он бродил по набережным Москвы-реки, любовался Кремлем, проникался духом древней столицы России и, в конце концов, нашел свое истинное призвание - быть "историком несколько на фантастический лад".

Художник много работал. Вскоре появились его "Витязь на распутье" (1876), "После побоища Игоря Святославовича с половцами" (1880), знаменитая "Аленушка" (1881), "Ковер-самолет" (1880), "Битва славян со скифами" (1884), "Три царевны подземного царства" (1884). В них воплощены лучшие черты русского народа - сила, мудрость, красота и величие души.

Творчество Васнецова было очень самобытно и по живописной манере, и по выбору сюжета, а потому непривычно, однако талант художника быстро оценили по достоинству. Ему поручили расписать один из залов только что построенного в Москве Исторического музея (1882-1885), а также Владимирский собор в Киеве (1885-1895).

Васнецов продолжал писать свои сказочные картины: "Иван-царевич на сером волке" (1899), "Сирин и Алконост. Песнь радости и печали" (1896), "Гамаюн - птица вещая" (1897).

Вершиной творчества Васнецова считается картина "Богатыри", над которой он работал с перерывами почти 20 лет! Сколько раз друзья говорили, что полотно готово, что лучше и быть не может, но художник продолжал трудиться, все совершенствуя и совершенствуя свое творение. Результат - редкостное по силе воздействия на зрителя произведение изобразительного искусства.

Три всадника замерли на своих могучих конях посреди бескрайней русской степи. Они внимательно и тревожно вглядываются в даль: не приближаются ли враги Земли Русской, не нужна ли кому-нибудь помощь и защита? Такие разные, они - воплощение многогранности русского национального характера. Илья Муромец суров, невероятно силен и непреклонен. Добрыня Никитич лукав, немного тщеславен (одет богаче остальных и даже на коне его драгоценная сбруя), но умен, хитер и находчив. И, наконец, Алеша Попович - самый молодой и самый романтичный, легко вооружен, даже щита нет, вместо него - гусли. Он - душа этой "богатырской компании". Его вера в справедливость и готовность ее защищать происходит от необъятного сердца, от бесконечной доброты.

"Я считаю, что в истории русской живописи "Богатыри" Васнецова занимают одно из первейших мест", - написал известный критик В. В. Стасов после того, как в 1898 году картина была впервые показана на выставке.

До конца своих дней Васнецов был предан сказочно-былинной теме. В тихом переулке неподалеку от Самотечной площади в Москве стоит своеобразный памятник художнику - построенный по его собственному проекту дом (ныне дом-музей В. М. Васнецова). Это настоящий старинный русский терем, как снаружи, так и внутри. Советуем вам посетить его, и вы увидите дубовые скамьи вдоль стен, дубовый стол посередине комнаты (все выполнено по эскизам Васнецова), полюбуетесь на настоящие русские печи, изразцы для которых созданы по рисункам художника М. А. Врубеля.

А картину "Богатыри" и другие работы художника вы можете увидеть в Третьяковской галерее. Кстати, ее изумительный фасад также расписан по проекту В. М. Васнецова.

Это интересно

О том, какую злую шутку может сыграть с человеком неуверенность в себе, свидетельствует один факт из биографии

В.М. Васнецова. Приехав из далекой Сибири поступать в Санкт-Петербургскую Академию художеств, молодой человек очень волновался. На экзамене он нарисовал все, что было задано, и начал оглядываться по сторонам. К ужасу своему он заметил, что стоящий за соседним мольбертом абитуриент скептически разглядывает его рисунок и даже откровенно усмехается, чуть ли не смеется. "Все - провалился!" - решил Васнецов и пришел в такое отчаяние, что даже не стал узнавать результаты экзамена. Проведя несколько дней в чужом городе, будущий художник поступил в Рисовальную школу И.Н. Крамского в надежде еще подучиться и попытать счастья на следующий год.

Каково же было его изумление, когда, снова придя подавать документы в Академию художеств, он выяснил, что поступил еще в первый раз и уже год числится на первом курсе!

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно