Рубенс Питер Пауль (1577-1640)

   
   

"Королем живописцев и живописцем королей" называли современники фламандца Рубенса. В одном из красивейших уголков Антверпена до сих пор находится "Рубенс-хьюз" - дом художника, построенный по его собственному проекту, и мастерская. Отсюда вышло около трех тысяч картин и много замечательных рисунков.

Уже некоторые ранние работы художника, например алтарные образы "Водружение креста" (1610) и "Снятие с креста" (1611-1612), свидетельствуют об огромном таланте автора. Действуя в рамках строгих церковных запретов, Рубенс с помощью всего нескольких фигур сумел выразить весь драматизм, всю скорбь происходящего.

В 1609 году Рубенс становится придворным живописцем правителей Южных Нидерландов - инфанты Изабеллы и эрцгерцога Альберта. В его мастерской кипит работа, заказов очень много. Мастер даже привлекает к сотрудничеству таких выдающихся художников, как Ван Дейк и Снейдерс, выполнявших в картинах отдельные детали.

Рубенс пишет полотна на излюбленные им мифологические сюжеты: "Венера и Адонис" (ок. 1610), "Статуя Цереры" (ок. 1615), "Похищение дочерей Левкиппа" (ок. 1615-1617). В них удивительно сочетаются классические традиции, изученные художником во время посещения Италии, и поиски нового. Так, в "Похищении..." избитая, в общем-то, тема звучит довольно неожиданно: вместо драматизма - гимн силе любви, энергии, смелости и красоте человека.

В 1621-1625 годах Рубенс работает над большой серией из 23 картин, предназначенных для украшения Люксембургского дворца и изображающих жизнь Марии Медичи. Несмотря на заказной характер этой работы и на то, что художнику предстояло рассказать о жизни ничем не примечательной особы, талант и изобретательность помогли ему создать замечательный декоративно-живописный ансамбль. Рубенс ввел в картины олимпийских богов и мифологические персонажи, которые не только оживили полотна, но и, по сути, стали их главными героями.

В мае 1635 года Рубенс приобретает загородный замок Стеен. Здесь он все чаще обращается к пейзажу ("Пейзаж с замком Стеен", ок. 1636-1640) и к изображению человека на лоне природы ("Крестьянский танец", 1636- 1640).

На протяжении всего творческого пути Рубенс большое внимание уделял портрету. Это были очень разнообразные по характеру произведения, то официальные, парадные (портреты Марии Медичи, Генриха IV, ряд изображений правителей Испанских Нидерландов и т.д.), то очень живые и одновременно нарядные, декоративные, как "Портрет Елены Фоурмен" (1632), "Соломенная шляпка" (1625), или внешне сдержанные, но рисующие одухотворенный образ, раскрывающие внутренний мир человека ("Портрет камеристки", ок. 1625).

Творчество Рубенса стало огромным вкладом в историю мирового искусства. Оно оказало большое влияние на развитие таланта многих выдающихся живописцев Фландрии и других стран.

Это интересно

Однажды Рубенс подслушал разговор своих учеников на кухне. Один говорил другому:

- Знаешь, а ведь он без нас ничего не сможет. Я рисую пейзажи, ты животных, мы делаем за него добрую половину работы, а что же делает он? Только пожинает лавры...

Рубенс ничего не стал говорить, а тихо прошел в свою мастерскую и за ночь написал прекрасную картину, и с пейзажем, и с большим количеством животных, и со своими любимыми мифологическими персонажами.

На следующий день он показал полотно ученикам и сказал:

- Я использую вас, чтобы работа шла быстрее. Но могу обойтись и без вас. Только где тогда вы будете рисовать свои пейзажи и животных?

Смотрите также: