Судьба художника В. А. Тропинина складывалась нелегко, ведь родился он в семье крепостных графа А. С. Миниха и позднее в качестве "приданого" дочери Миниха был отправлен в имение графа И. И. Моркова. Почти всю жизнь художник был обречен зависеть от воли своего хозяина. Несмотря на явный талант мальчика к рисованию, он был послан в Петербург на обучение к кондитеру. Украдкой Тропинин посещал бесплатные рисовальные классы Академии художеств, и лишь в 1799 году хозяин определил способного юношу "посторонним учеником" в Академию.
На выставке 1804 года картина "Мальчик, тоскующий об умершей своей птичке" была замечена самой императрицей. Президент Академии А. С. Строганов хотел было хлопотать об освобождении Тропинина, но не успел: по приказанию хозяина художник срочно выехал на Украину, в новое имение Морковых. Здесь ему пришлось работать лакеем и кондитером, а также (зря что ли учили крепостного в Академии!) выполнять копии с картин западноевропейских и русских художников, украсившие помещичий дом, расписывать местную церковь и рисовать портреты членов семьи своих хозяев.
Чувствуя подлинное призвание к живописи, Тропинин продолжает совершенствовать свое мастерство. Он много рисует с натуры, наблюдая украинскую природу и колоритные типы малороссийских крестьян. Так появляются картины "Украинская девушка с Подолья" (1800-е), "Мальчик с жалейкой" (1810-е), "Украинец с палкой", "Пряха" (обе 1820-е).
В 1821 году Тропинин вместе с семьей Морковых переселяется в Москву. Здесь уже наслышаны о талантливом крепостном художнике. Граф начал подвергаться давлению со стороны общественности, и в 1823 году, наконец, дал сорокасемилетнему Тропинину вольную. Чтобы подтвердить статус художника, Василий Андреевич представляет в Академию свои картины и в 1824 году получает звание академика. Ему предлагают преподавание, но художник отказывается. Стремясь воспользоваться долгожданной свободой творчества, Тропинин уезжает в полюбившуюся ему Москву. На этот период приходится расцвет творчества живописца. Одна за другой появляются картины "Кружевница" (1823), "Золотошвейка" (1825), "За прошивками" (1830), которые приносят автору славу мастера женских образов. Эту славу художник подтверждает и в последующих жанровых портретах - "Девушка со свечой" (1830-е), "Женщина в окне" (1841) и др.
С конца 1820-х годов портрет становится главным жанром в творчестве Тропинина. Он создает целую галерею образов своих современников. Среди них особо выделяется портрет А. С. Пушкина (1827). Поэт на картине Тропинина изображен в домашнем халате. Кажется, он только что встал от утреннего кофе и задумался о воплощении очередного литературного замысла. Но тропининский Пушкин вовсе не приземлен, наоборот, он величав, почти монументален, и даже халат его напоминает торжественную римскую тогу.
Творчество бывшего крепостного Василия Андреевича Тропинина оказало огромное влияние на развитие русского искусства XIX века.