СМИ

   
   

Эта очень распространенная сейчас аббревиатура (вид сложносокращенного слова, образованного из первых букв или начальных элементов словосочетаний) расшифровывается как "средства массовой информации". К ним относятся газеты и журналы, радио и телевидение, кино и Интернет. Все это каналы доступа большого числа людей к различной информации.

Газеты и журналы стали издавать в XVII веке. В России первая газета, "Ведомости", вышла в начале 1703 года. Инициатором ее, редактором и поначалу единственным автором был Петр Великий. В XX веке появились радиостанции, затем студии телевидения. В конце предыдущего столетия начала свою жизнь Всемирная Сеть Интернет.

Почему люди обращаются к СМИ? Что они там находят для себя? Одних больше всего интересует информация о происходящих событиях, новости. Другие ищут помощи в решении своих проблем. Кого-то увлекают познавательные материалы. И очень многие находят там развлечение.

Меняется ли что-то в нас под воздействием СМИ?

Родители, учителя, исследователи-социологи говорят, что телевизор ("ящик") стал сейчас "главным воспитателем". Причем не только детей, но и взрослых, общества в целом. Телевизор в каждом доме уже не гость, а член семьи. С его экрана нам все объясняют про жизнь и про нас самих. Иногда очень настойчиво стараются убедить в чем-то, используя не только слово, но и картинку. Наши взгляды, вкусы, предпочтения в музыке, юморе, кинофильмах во многом складываются под воздействием того, что считают нужным нам показать и сказать.

Попробуйте посмотреть выпуски ежедневных новостей по разным телевизионным каналам в один день. Поразмышляйте над тем, как журналисты, ведущие отбирают факты (ведь за один день много чего случается в мире: обо всем-то не расскажешь), в какой последовательности выстраивают, как комментируют. Не показывают ли нам "картинку" недельной давности, выдавая ее за новую. И это, может быть, самое невинное средство убеждения.

Такие наблюдения, размышления помогут вам выработать аналитический подход к информации из СМИ, определить отношение к тому или иному источнику информации (они заслуживают доверия в разной степени).

Еще одно средство защиты от недостоверной информации - привычка пользоваться сведениями из разных источников, перепроверять, сравнивать. Все эти мыслительные операции входят в понятие работы с информацией.

Смотрите также: