Беседа нашего корреспондента В. РОМАНЕНКО с руководителем группы по психологии телевидения и рекламы факультета психологии Московского государственного университета кандидатом психологических наук Л. МАТВЕЕВОЙ.
- Сегодня телевидение (ТВ) стало одним из самых мощных средств общения, передачи информации. Исследования показывают, что ТВ поглощает до 2/3 культурного досуга людей. Некоторые одинокие и пожилые люди смотрят телевизор в течение всего дня, а дети - до 5 часов в день. Нередки и случаи телемании.
Сейчас растет поколение, которое учится смотреть раньше, чем читать и писать. ТВ формирует у них свой тип мышления, свое отношение к самому себе, к миру идей и вещей. Поэтому главной задачей на данном этапе мы считаем изучение психологии взаимодействия человека и ТВ.
- Каковы роль и задачи психолога-консультанта на ТВ?
- Во-первых, способствовать гуманизации ТВ, т. е. создавать дух диалогического общения в системе ТВ - человек, стараться изменить форму обращения к телезрителю так, чтобы он чувствовал себя равноправным участником общения в процессе передачи.
Во-вторых, помочь работникам ТВ избавиться от привычных штампов и стереотипов.
В-третьих, способствовать "психологизации" языка, на котором ТВ общается с человеком. Он ведь имеет свои особенности. Часто форма, в которой подается информация, неэффективна. Почему? Потому, что любая передача должна строиться с учетом законов психологии восприятия и общения. В противном случае разрушается контекст передачи, изменяется ее смысл, непредсказуем эффект воздействия на телезрителя.
- Вами проводились исследования по общей оценке телепрограмм?
- Да, одно из таких исследований было проведено среди рабочих и студенческой аудитории. Полученные данные настораживают. Судите сами. 60% студентов (С) и 30% рабочих (Р) считают, что ТВ приукрашивает действительность. 90% (С) и 80% (Р) отмечают, что ТВ мало внимания уделяет темам, близким им и их сверстникам. 70% (С) и 75% (Р) полагают, что ТВ редко касается действительно острых и актуальных проблем. 80% (С) и 90% (Р) считают, что часто используются одни и те же телевизионные приемы, показывают одних и тех же людей. 65% (С) и 70% (Р) отмечают дефицит передач, рассказывающих об обычных людях и их заботах.
Во время исследования были высказаны и пожелания в адрес ТВ. Вот наиболее типичные из них.
* Хотелось бы видеть на экране интервью с очевидцами событий - 60% (С) и 40% (Р);
* комментарии компетентных людей по поводу тех или иных событий - 75% (С) и 75% (Р);
* видеорепортажи с мест событий - 80% (С) и 75% (Р);
* дискуссии специалистов - 80% (С) и 80% (Р).
- Вы анализировали реакцию аудитории на конкретные программы Центрального телевидения?
- Да. Первое такое исследование было нами проведено по заказу редакции программы "Время". Оно подтвердило тот факт, что при просмотре телепрограмм работают общие законы психологии восприятия. Например, в анализируемой программе было 24 сюжета. Оказалось, что среднее число сюжетов, которые запомнили наши телезрители, равно 7 ± 2. Это так называемое "магическое" число Мюллера, установленное в ряде зарубежных исследований. Человек может воспринять или держать во внимании единовременно не более 7 ± 2 сюжетов или объектов (людей, мыслей, идей).
Второе. Выяснилось, что лучше всего запоминаются начало (3 - 4 сюжета) и конец передачи (4 - 5 сюжетов).
Третье. Достоверно установлено, что лучше всего запоминается та информация, на которую есть эмоциональный отклик телезрителей. Причем независимо от того, "пугающая" она или "приятная".
Четвертое. Исследование показало, что если телезритель отрицательно оценивает диктора или героя передачи, то содержание телесообщения также оценивается отрицательно.
- Были ли учтены ваши рекомендации редакцией программы "Время"?
- Да, многие наши предложения были учтены. Хотя полностью реализовать их, конечно, не удалось в связи со сложностью процесса создания подобной передачи. По нашей рекомендации, например, она была перестроена структурно, поменялись местами телесюжеты, в передачу включены заставки или паузы, отделяющие один сюжет от другого.
- А в целом Гостелерадио СССР проявляет заинтересованность в вашей работе?
- В последнее время - да. По их заказу мы провели большое исследование по освещению работы XXVII съезда КПСС. Недавно закончена работа по восприятию диктора телеаудиторией. Сейчас разрабатываем критерии, по которым будут отбирать ведущих "живого эфира".
- Изучали ли вы телеаудиторию?
- Да, и в нашем исследовании телеаудитория разбилась на две большие группы: с активным и пассивным отношением к ТВ. Причем независимо от рода занятий и социально- демографических характеристик.
Активная по отношению к выбору и потреблению информации часть аудитории требовала от ТВ, чтобы информация была новой, компетентной и полезной в реальной жизни.
Интересно, что в этой группе, в свою очередь, можно выделить людей с активно-эгоистическим отношением к телеинформации - 28,8% (по их мнению, она должна быть узкоспециализированной, способствовать повышению именно их культурного и профессионального уровня) и альтруистически активным - 20,9% (эту часть аудитории интересует все, что происходит в мире, судьбы других людей, нравственные проблемы общества и т. д.).
Группа с пассивным отношением к ТВ требовала от него развлечения, отдыха. Но она тоже была разнородной. Одни (19,9%) предпочитали чисто развлекательные программы. Другие (12,9%) хотели, чтобы ТВ было больше замкнуто на их личные проблемы (семья, быт и т. д.). В основном это женская часть аудитории.
- Какие выводы можно сделать по результатам ваших исследований?
- Первое. Необходимо изменить структуру общения, или, говоря телевизионным языком, режиссуру телевизионно- информационных передач.
Второе. Телевизионные передачи должны быть построены так, чтобы зритель чувствовал к себе уважение как к личности.
Третье. Следует изменить язык телевизионного вещания с учетом знания законов психологии межличностного общения.
Четвертое. С творческими сотрудниками ТВ должна проводиться регулярная работа по росту их психологической компетентности.
Пятое. В связи с тем, что каждый тип телеаудитории имеет свои четко выраженные особенности, характер подачи материала должен быть принципиально разным, как по эмоциональной атмосфере, так и по ритму, потому что скорость усвоения материала у людей различна.
И последнее. Разнообразнее должна быть тематика телепередач. У нас нет передач, скажем тех же "Новостей", для подростков, пенсионеров, одиноких и т. д. Телеаудитория - это не безликая толпа. Любая социальная группа имеет свою индивидуальную характеристику восприятия и свой стиль общения, поэтому должна существовать четкая адресность телепередач.