Примерное время чтения: 8 минут
159

ИНСТИТУТ ЧЕЛОВЕКА. Телевизионная трибуна: монолог или диалог?

Съезд и сессия глазами телезрителей и психологов

Прямая телевизионная трансляция работы Съезда народных депутатов и первой сессии Верховного Совета СССР наглядно показала достоинства и недостатки многих депутатов. Одни в глазах телезрителей стали еще более популярными, другие явно уступили свои позиции. Какие психологические факторы определяют отношение телезрителей к выступающим с телеэкрана? Что делает человека популярным? Об этом рассказывает руководитель группы по психологии телевидения и рекламы факультета психологии Московского государственного университета кандидат психологических наук Л. МАТВЕЕВА.

- Популярность - естественная человеческая потребность, которая была присуща человеку во все времена. Всем нам хочется, чтобы окружающие любили нас, уважали, считались с нашим мнением.

Однако стать популярным нелегко. Жизнь показывает, что можно быть превосходным профессионалом и в то же время оставлять абсолютно равнодушными телезрителей. Французские психологи, проанализировав секрет популярности одной из ведущих информационных телепрограмм французского ТВ, пришли к выводу, что у популярных телесобеседников наряду с такими качествами, как ясная и четкая речь, компетентность, элегантность и т. д., присутствует качество, которое они назвали - "таинственное качество, превращающее людей в звезды".

За разгадку этой "тайны" взялись американские психологи. Они выявили три типа этого качества. Первый - "герой", т. е. образ человека, похожий на тот идеал, к которому общество стремится. В США, например, это был Дж. Кеннеди. Второй - "антигерой", т. е., образно говоря, человек, похожий на моего соседа по лестничной клетке. Третий тип - так называемый "мистический", т. е. тип личности, который очаровывает и манит вас неординарностью мышления, непредсказуемостью поведения, "человек-загадка".

Любопытно, что каждый из этих типов описывается пятью качествами, которые в совокупности и определяют способность человека нравиться большому количеству людей сразу. На первом месте - внешность. На втором - степень выраженности мужского и женского начала у человека. Третье - выразительность поведения на телеэкране. Четвертое - убежденность и вера в то, что говоришь, проявление личной позиции в сообщении. И, наконец, пятое - профессиональные качества (четкость речи, умение держаться перед камерой и т. д.).

Сотрудники нашей группы выявили любопытный факт. Оказывается, телезритель способен четко определять - искренен или нет его собеседник на экране, он как бы считывает с телеэкрана информацию о личных качествах ведущего.

- Это требования, скажем так, к внешним данным популярной телевизионной личности. А какими внутренними психологическими качествами она должна обладать?

- Опять сошлюсь на зарубежные данные, поскольку отечественных практически нет. В частности, венгерские и чешские ученые, проведя серию исследований психологии людей, наиболее популярных на ТВ, определили, что эти люди обладают, во-первых, высокой подвижностью нервной системы, эмоциональной лабильностью, т. е. способностью быстро ориентироваться в сложных ситуациях. Во-вторых, выраженной творческой способностью. И, в-третьих, как ни странно, очень высоким конформизмом.

Наряду с этим такого рода людей отличает любовь к "игре". И последнее умение быть независимым. Такое сочетание совершенно противоположных качеств - конформизма и независимости - ведет к высокому уровню невротизации личности, что и подтверждают объективные данные медиков.

- Как вы считаете, учитывал ли кто-либо из народных депутатов психологию восприятия телезрителями своих выступлений?

- Мне кажется, мы не вправе сейчас оценивать их психологическую грамотность. Для большинства депутатов это было первое в их жизни выступление в качестве телегероев. И тут, как говорится, не до психологии. Но в дальнейшем депутатам, конечно, необходимо знание некоторых законов психологии, если они хотят, чтобы их выступления были приняты большинством телезрителей.

Думаю, что главный психологический эффект этого Съезда заключается не в том, что кто- то из депутатов понравился телезрителям больше, кто-то меньше, а в том, что каждый из нас на равных участвовал в работе Съезда, имел реальную возможность выработать свою позицию по тем вопросам, которые там обсуждались.

- Что в конечном итоге является главным в восприятии телезрителя - суть того, о чем говорит депутат, или его личность?

- Каждый человек обладает индивидуальным восприятием мира. Но есть, конечно, и общие закономерности. Прежде всего телезритель оценивает позицию депутата: выступает ли он с позиции "учителя", "проповедника", "просителя" или с позиции "на равных". Второе - искренность, убежденность в том, что он говорит. Третье - волевую позицию депутата, т. е. способен ли он решить какую-либо проблему. И четвертое - то, что он конкретно предлагает.

В связи с этим важно, чтобы в тексте любого выступления была заложена не только конструктивная идея, но и решение или вариант решения проблемы.

Примером в данном случае, мне кажется, может служить выступление на Съезде депутата А. Емельянова - профессора Московского государственного университета. Язык его выступления простой, лаконичный, примеры и сравнительные образы понятны всем. Он не стал перечислять все проблемы, которые его волнуют, а взял одну и рассмотрел ее со всех сторон. В конце выступления предложил свой вариант ее решения. Поэтому его доклад, в силу грамотного структурного построения, легко усваивался телезрителями и, соответственно, вызывал доверие.

Но вместе с тем следует учитывать, что ТВ как средство общения имеет свои особенности, которые накладывают отпечаток на выступление любого депутата. Например, оно несколько драматизирует события, происходящие на телеэкране. Для телезрителя это в какой-то степени документальный театр. А театр имеет свои психологические законы.

- То есть известный афоризм "жизнь - это театр" не столь уж далек от истины?

- В какой-то мере да. И получается, что телезритель как бы "считывает" с экрана драматургию событий, происходящих на Съезде. Драматургия же всегда жестко характеризуется драматургическим треугольником: "жертва - спаситель - палач". Как только мы находим "жертву" (классический пример - Б. Ельцин) или ставим кого-то в позицию "жертвы", то большинство людей начинает ее жалеть, тем самым превращаясь в ее спасителя. Этот закон существует сам по себе, вне наших желаний и идет от природы человека.

- Мне кажется, мы недооцениваем роль эмоций при совместном принятии решений.

- Совместное принятие решений - это борьба интеллектов, воли, эмоций, в которой происходят сложные психологические взаимодействия, влияющие в конечном итоге на выбор правильного решения. Поскольку человек реагирует в первую очередь на эмоциональную сторону выступлений, то важно на таких форумах, как Съезд, не допускать сильного накала эмоциональной атмосферы. В противном случае принятые решения могут быть очень далеки от оптимальных.

Когда человек начинает руководствоваться только эмоциями, он, как правило, перестает быть индивидуальностью и становится частью "толпы". В этом смысле эмоции, конечно, могут быть неконструктивными.

- Каким, с вашей точки зрения, должен быть оптимальный состав группы депутатов, принимающей важные государственные решения?

- В любой группе, принимающей важные решения, должны быть:

* во-первых, высококомпетентные люди, способные выявить и осознать истинные причины возникновения обсуждаемой проблемы;

* во-вторых, люди с альтернативным мышлением, способные выдвигать альтернативные идеи и предлагать новые, нестандартные решения, так называемые "тактики";

* в-третьих, люди, способные оценить перспективу предлагаемой идеи или решения и выбрать наиболее конструктивную альтернативу, т. е. "стратеги";

* в-четвертых, люди, способные оценить степень риска выбранного решения. Потому что группа может принять более рискованное решение, чем индивид.

- Если кто-либо из народных депутатов обратится к вам за консультацией, как к психологу, что вы ему посоветуете?

- В первую очередь быть искренним и убежденным в том, что он говорит. Потому что, как мы уже говорили, телезритель "считывает" с экрана степень его искренности, его личностные качества.

Во-вторых, наряду с компетентностью в том или ином вопросе, в тексте его сообщения должна быть заложена большая энергия, внешним выражением которой являются энергичная речь, выразительная мимика и жестикуляция, эмоциональность.

Кроме того, при построении выступления учитывать три момента. Первый. Известно, что если количество новой информации превышает 30%, то сообщение практически не воспринимается слушателями. Второй - обычно на слух хорошо воспринимаются только жестко структурированные тексты, например "проблема - аргументы - решение", а не простой перечень волнующих проблем. Третий - если депутат поднимает в своем выступлении более трех проблем, то актуальность каждой из них снижается. В выступлении должна быть одна главная мысль.

Думаю, что для плодотворной работы народных депутатов необходим психологический консультативный центр, куда бы каждый из них при необходимости смог обратиться.

ОТ РЕДАКЦИИ. "АиФ" вместе со специалистами факультета психологии МГУ готовы принять самое активное участие в реализации этого предложения, предоставив психологическому консультативному центру, который мог бы функционировать в рамках общественно-политического депутатского центра, часть будущего редакционного помещения. Но, к сожалению, практическое решение подобных вопросов и других инициатив еженедельника наталкивается на бюрократическую волокиту со стороны соответствующих ведомств в плане выделения редакции необходимой для этого площади.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно