Германия, конец XVIII века. Небольшой город Бонн погружается во тьму, закрыты лавки, потушен огонь в домах обывателей, жители спокойно отдыхают после полного забот дня. Только один маленький мальчик лежит в своей постели без сна, тревожно вслушиваясь в окружающую тишину. Все члены его семьи давно спят, только отца еще нет дома, и это больше всего беспокоит мальчика. Наконец усталость берет свое, и ребенок засыпает. Его будит грубый окрик, отец стаскивает с мальчика одеяло и заставляет подняться. Он опять пьян, как пьяны и его приятели, собравшиеся у клавесина. Мальчик в одной рубашке, босиком подходит к инструменту и, так как еще не дотягивается до клавиш, встает на небольшую скамеечку. "Играй!" - командуют ему, и он, дрожа от холода, бесконечно повторяет ненавистные упражнения. Несмотря на стынущие руки, он старается - за малейшую ошибку отец бьет его по щекам или таскает за волосы.
Так учил своего сына музыке певчий придворной капеллы Иоганн. Он рано заметил чрезвычайный талант мальчика и мечтал сделать из него "второго Моцарта", чтобы тот с малолетства выступал с концертами и кормил семью. Но Людвиг обманул ожидания отца: Моцарта из него не вышло - из него вышел Бетховен.
Тяжелое детство наложило отпечаток и на характер великого немецкого композитора, и на всю его дальнейшую жизнь. Одиннадцати лет он пошел работать - замещал органиста в церкви, в четырнадцать лет был уже органистом при княжеском дворе, давал уроки музыки богатым горожанам. На заработанные им деньги жила вся семья. Сочинять музыку Людвиг начал в раннем детстве, первое дошедшее до нас произведение - вариации для фортепьяно на тему марша - он создал в двенадцать лет. Бетховен мечтал стать композитором, но, хотя его детские произведения и производили впечатление на публику, истинной меры своего таланта он не знал.
Нужно было определяться со своим призванием, и в 1787 году, скопив немного денег, Людвиг от-правляется в Вену, и ни к кому-нибудь, а к самому Моцарту. Семнадцатилетний композитор хочет услышать приговор своим творениям из уст самого авторитетного композитора. Моцарт принял юного Бетховена и, выслушав его игру, сказал присутствующим: "Обратите внимание на этого парня. Он заставит всех говорить о себе". Моцарт не только похвалил Людвига, но даже согласился быть его учителем. Но судьба распорядилась иначе. Бетховену пришлось срочно вернуться в Бонн, откуда пришло известие о тяжелой болезни его горячо любимой матери. После ее смерти все семейные заботы свалились на плечи юноши.
Возможность выехать из дома появилась у него только в 1792 году. К тому времени Моцарта уже не было в живых, и, прибыв в Вену, Бетховен начал брать уроки у Й. Гайдна. Большим педагогическим даром Гайдн не обладал, поэтому тайком от учителя Бетховен занимался с композиторами Шенком, Альбрехтсбергером и Сальери.
Вена в то время считалась музыкальной столицей Европы, здесь быстро оценили талант молодого музыканта. Бетховен приобрел влиятельных покровителей, его сочинения хорошо оплачивались, и юноше удалось поправить свое материальное положение. Но главное - композитор много и вдохновенно творил, его музыка уже в те годы отличалась красотой формы и глубиной содержания.
За свою жизнь Бетховен создал девять симфоний, пять концертов для фортепьяно с оркестром, скрипичный концерт, оперу, балет, 32 фортепьянные сонаты, а также множество увертюр, ораторий, фантазий, песен и т.д. Среди них такие шедевры, как Третья, Пятая и Девятая симфонии, Лунная соната, Аппассионата, к которым на протяжении веков не мог остаться равнодушным ни один музыкант или любитель музыки.
К 1814 году Бетховен - в зените славы, его произведениям рукоплещут и в королевских ложах, и на галерке, зал встает при его появлении. Он кумир всех начинающих композиторов, непревзойденный и недоступный в своей гениальности. И только самые близкие друзья знают, на краю какой пропасти стоит этот обласканный судьбой человек.
Болезнь, начавшаяся еще в 1802 году, постепенно прогрессировала: Бетховен терял слух. В конце концов наступил момент, когда вокруг него воцарилась полная тишина. Трудно представить себе человека, которому злой рок нанес бы такой меткий и сокрушительный удар. Композитора ждала неизбежная творческая смерть, и именно тогда, когда он еще полон сил, грандиозных замыслов. Наверное, любой на его месте сдался бы судьбе, но не таков Бетховен. В этот период он написал: "Я хочу вцепиться судьбе в глотку, совсем пригнуть меня к земле ей не удастся!" Несмотря ни на что, он продолжает сочинять музыку!
Это настоящее чудо: на нотный стан ложатся нота за нотой, аккорд за аккордом, из них выстраивается прекрасная симфония, симфония, звучащая только в голове композитора и исполнения которой он никогда не услышит. Каким же внутренним слухом надо обладать, чтобы ни разу не ошибиться! Как нужно уметь слышать сердцем, душой, чтобы точно воплотить свой замысел в звуках! А это ведь оркестровое произведение, где для каждого из десятков инструментов нужно написать свою партию, свою мелодию.
7 мая 1824 года в венском театре "Кертнертор" была впервые исполнена последняя, Девятая, симфония Бетховена. Сам композитор стоял у дирижерского пульта, но только делал вид, что дирижирует. На самом деле за него это делал другой капельмейстер. Когда исполнение закончилось, от рукоплесканий публики, казалось, разрушатся стены. Но Бетховен не слышал оваций и продолжал стоять спиной к зрителям, пока кто-то не взял его за руки и не повернул лицом к залу. Он смотрел на этих беззвучно аплодирующих ему людей и думал, наверное, о своей симфонии, в которой подвел итог всей своей жизни и ради которой совершил беспримерный творческий подвиг.
Смотрите также:
- Моцарт Вольфганг Амадей (1756-1791) →
- Чайковский Петр Ильич (1843-1893) →
- Паганини Николо (1782-1840) →