Остается только горько сожалеть, что технический прогресс, который мы привыкли называть стремительным, все же иногда опаздывает. Из-за этого мы никогда не услышим, как играл на скрипке Николо Паганини. У нас остались только воспоминания современников. Маленький инструмент в руках гения не просто играл, он пел, разговаривал, выражал самые потаенные чувства человека. Перед слушателями возникали яркие картины жизни - звуки улицы, шум моря, плач ребенка, стоны страдания и крики радости. Зрители уходили с концерта потрясенные нечеловеческой виртуозностью игры музыканта. "Паганини мягким ударом смычка то уводил нас в самые солнечные выси, то открывал перед нами полные ужаса глубины", - писал поэт Генрих Гейне.
Паганини не любил вспоминать свое детство, прошедшее в итальянском городе Генуе. Да и что он мог вспомнить? С утра до ночи отец заставлял мальчика играть на скрипке, он видел талант сына и мечтал заработать на нем. Николо играл до изнеможения, до кровавых мозолей на пальцах. На любые мольбы о пощаде отец отвечал побоями или запирал мальчика в чулане без еды и питья. От такой жизни Николо часто болел, но, едва выздоровев, снова принимался за скрипку. У него были учителя - композитор Ньекко, педагог Коста, но достичь непревзойденной виртуозности ему помогли все же талант и нечеловеческий труд.
Паганини рано начал концертировать по городам Италии, и о нем сразу же заговорили как о "чуде". В шестнадцать лет музыкант освободился от опеки отца и уехал в Пизу, где его ждал громадный успех. С тех пор слава скрипача-виртуоза разнеслась по всей Европе. Но слава эта носила налет скандальности: и простые любители музыки, и профессионалы не могли понять, как ему удается так играть. По-ползли слухи, что скрипка Паганини - заговоренная, а сам он в обмен на мастерство продал душу дьяволу.
На самом деле музыкант много работал и неустанно открывал новые технические возможности своего инструмента. Он изобрел массу эффектов, сложных пассажей, которые, кроме него, никто не мог повторить. Он играл сложные произведения на двух и даже на одной струне.
Паганини был не только великим скрипачом, но и композитором. Его "24 каприса для скрипки соло" и сейчас под силу исполнить лишь самым выдающимся музыкантам, а тогда сыграть их мог только он один. Поэтому произведения композитора при жизни были мало известны.
В 1834 году Паганини поселяется в Парме: кочевая жизнь становится ему не под силу. Через четыре года впервые дает о себе знать тяжелая болезнь. Сын Ахиллино и друзья организуют Паганини поездки на курорты Франции, но все напрасно. В конце весны 1840 года музыкант умирает в Ницце. И даже после смерти душа его долго не находит покоя: католическая церковь запрещает хоронить артиста в Италии. Тридцать пять лет сын и друзья музыканта добиваются разрешения перенести его прах на родину.
Ныне в городском музее Генуи раз в году торжественно открывается заветная витрина, в которой хранится завещанная родному городу скрипка Паганини. Инструмент работы Гварнери дель Джезу на один вечер передается молодому музыканту, победителю конкурса имени Паганини. И вновь в переполненном зале звучит волшебная скрипка, возносятся чудесные звуки и кажется, что под сводами зала витает душа великого маэстро...
Это интересно
Существует легенда, что Паганини начал играть на одной струне после того, как его недоброжелатели перед концертом подпилили все остальные струны на скрипке. На самом деле эту идею подсказала музыканту одна его поклонница. Прослушав, как Паганини виртуозно сыграл композицию "Дуэт двух влюбленных" на двух струнах, она подошла к нему и сказала:
- Маэстро, вы совершенно не оставляете шанса другим музыкантам превзойти вас. Пожалуй, это сможет сделать лишь тот, кто сыграет на одной струне, но это же невозможно!
Паганини запомнил ее слова и спустя несколько недель исполнил сонату на одной струне. Весть об этом неслыханном событии быстро облетела город и дошла до самых простых его жителей. Однажды музыкант опаздывал на концерт и нанял извозчика, который, узнав знаменитость, заломил за проезд цену в десять раз выше обычной. На недоуменный вопрос седока кучер спокойно ответил:
- Ведь вы сейчас возьмете с каждого из слушателей по десять франков за возможность послушать, как вы играете на одной струне.
- Хорошо, - не растерялся Паганини, - я заплачу вам десять франков, но только в том случае, если вы довезете меня до театра на одном колесе.