П.И. Чайковский сказал об австрийском композиторе Йозефе Гайдне: "Не будь его - не было бы ни Моцарта, ни Бетховена".
Судьба Гайдна во многом схожа с судьбой другого великого композитора - Иоганна Себастьяна Баха, которого он считал своим кумиром. Йозеф был одним из семнадцати детей деревенского каретника, отец его был не чужд музыке и играл на арфе, мать хорошо пела. Семья жила трудно, но шестилетнего сына все же отдали в школу, где он научился играть почти на всех музыкальных инструментах. Через два года Гайдн поступил в капеллу церкви святого Стефана хористом, но вскоре был изгнан из хора "за полную профессиональную непригодность".
Чтобы выжить, Гайдн брался за любую работу: был переписчиком нот, учителем пения, бродячим музыкантом, скрипачом, органистом, аккомпаниатором. Оказавшись в Вене, он ночевал на чердаках домов, а иногда и просто на скамейке в парке.
Но будущий композитор обладал прекрасными качествами - жизнерадостностью и оптимизмом. В самую нищую пору своей жизни Гайдн часто повторял шутя: "Если бы я был талантлив, меня бы сразу признали. Но беда в том, что я, видимо, гениален. А у гениев такая судьба, нужно потерпеть до поры до времени".
Единственным способом спастись от голодной смерти для Гайдна было поступить на службу к какому-нибудь знатному вельможе. Не без помощи друзей, как в свое время Баху, ему это удается. Сначала он получил место у графа Морцина и написал свою первую симфонию, имевшую большой успех. На молодого композитора обратил внимание князь Эстергази, и в 1761 году Гайдн становится вице-капельмейстером, а через пять лет и главным капельмейстером в его оркестре. Тридцать лет Гайдн служит у князя. За это время создано множество величайших произведений. Музыка композитора необычайно ясная, светлая и удивительно "живая". Гайдн называет свои симфонии, словно картины: "Вечер", "Утро", "Полдень", "Охота", "Медведь", "Курица", "Королева" - и добивается от мелодии совершенно четкого зрительного впечатления. В ней светит солнце, накатывают волны на песок, журчат ручьи, поют птицы, неуклюже переваливается с ноги на ногу косолапый медведь...
После смерти Эстергази (в 1790 году) Гайдн уже всемирно известный композитор. Короли, князья и даже императоры заказывают ему симфонии, квартеты, оратории. Со всего мира в небольшой домик в предместье Вены высылаются почетные дипломы, медали, драгоценные подарки в знак величайшего почитания гения композитора.
Гайдн оставил огромное наследие: около 30 опер, три оратории, среди которых знаменитые "Сотворение мира" и "Времена года", 14 месс, 119 симфоний, 163 пьесы для баритона, 83 квартета, 44 сонаты и множество других произведений. И это лишь то, что удалось найти, ведь все, созданное Гайдном на службе, считалось собственностью князя и его наследников, которые не спешили делиться с миром принадлежащими им сокровищами - партитурами великого композитора.
После 1932 года, когда весь мир отметил двухсотлетие Гайдна, было опубликовано свыше 400 ранее неизвестных произведений, а одна из симфоний, "Ля пассионе", была обнаружена только в 1959 году.
Это интересно
Давая концерты в Лондоне, Гайдн часто замечал, что многие жители британской столицы приходят послушать музыку не из любви к искусству, а отдавая дань традициям, которые, как известно, в Англии очень сильны.
Дирижируя оркестром, Гайдн иногда оглядывался в зал и то в одном, то в другом ряду замечал сладко спящих зрителей. Композитор, со свойственным ему чувством юмора, нашел выход из положения. Он сочинил новую симфонию, специально для лондонцев.
Начиналась она плавно и тихо, словно нарочно убаюкивая зрителей. И вдруг мелодию прерывали оглушительный удар барабана и гром литавр. Естественно, все, кто уже задремал, мгновенно просыпались. Затем снова лилась плавная музыка, и снова гремел барабан. И так несколько раз.
Выспаться не удавалось никому, и симфония получила соответствующее название - "Сюрприз", или "Симфония с ударами литавр".
Смотрите также: