Примерное время чтения: 5 минут
1557

Лист Ференц (1811-1886)

"Лучше быть чем угодно на свете... только не музыкантом на содержании у богачей", - написал на склоне лет Ференц Лист. А именно такая судьба ждала величайшего венгерского пианиста и композитора, ведь был он сыном управляющего одного из имений князей Эстергази. Тех самых Эстергази, которым когда-то служил Гайдн.

Отец Ференца был музыкально одарен, играл на нескольких инструментах, но бедность не дала ему развить свой талант. Когда Адам Лист заметил у подрастающего сына способности к музыке, то поклялся сделать все, чтобы мальчика не постигла его участь. Он начал сам давать Ференцу уроки, и тот не разочаровал отца. В девять лет юный музыкант впервые выступил перед публикой. Было это на музыкальном вечере у барона фон Брауна. Игра ребенка настолько поразила гостей, что князь Эстергази и некоторые другие венгерские богачи решили принять участие в судьбе Ференца. Они собрали деньги на его обучение, и семья Листов переехала в Вену. Там мальчик начал брать уроки у ученика Бетховена Карла Черни, теорию музыки ему преподавал Сальери.

При этом Ференц не переставал давать концерты, которые пользовались оглушительным успехом. О юном музыканте заговорили как о новом Моцарте. Сам Бетховен, послушав его игру, был тронут и поцеловал мальчика, словно напутствуя в будущую жизнь.

А она готовила Листу удар. Приехав с отцом в Париж, где была лучшая по тем временам консерватория, он явился к директору, итальянцу Керубини. После выступления мальчика Керубини понял, что имеет дело с вундеркиндом в музыке. Такой музыкант, пожалуй, затмит восходящих французских звезд, подумал он, и отказал Листу. Предлог, конечно, был формальный: якобы он не имеет права принимать в консерваторию иностранцев. Этой обиды Лист не забудет всю свою жизнь.

Ференц продолжает совершенствовать свое мастерство, занимается самообразованием, много читает. По свидетельству современников, Лист был одним из образованнейших людей своего времени. Он продолжал с успехом давать концерты, и к четырнадцати годам уже объездил всю Европу. В шестнадцать лет Лист потерял отца, и на его плечи легла забота о матери.

Все последующие годы слава Листа-пианиста только росла. Услышав однажды игру скрипача Паганини, музыкант решил добиться такого же виртуозного мастерства на фортепьяно. Неустанным трудом и упорством он достиг этой цели.

Когда в конце 1839 года Лист отправился с концертами по Европе, в Париже гремела слава другого пианиста - Тауберга. Чтобы испытать себя, Лист решил соревноваться с ним в виртуозности игры и выиграл состязание. С этой победы начался триумф Листа, он дает концерты по всей Европе, три раза посещает Россию.

Вскоре кочевая жизнь начинает тяготить музыканта. В 1847 году Лист поселяется в Веймаре и поступает на должность придворного капельмейстера. Немецкий город тут же становится центром музыкальной жизни не только Германии, но и всей Европы. Сюда приезжают молодые музыканты, и, памятуя свой собственный неудачный опыт с консерваторией, Лист помогает всем. Его окружают ученики и поклонники, а сам композитор осуществляет давнюю мечту - доказать всему миру безграничные возможности своего любимого инструмента, фортепьяно. В Веймаре Лист пишет знаменитые симфонические поэмы (новый, изобретенный им жанр), симфонии, фортепьянные концерты, сонаты. Во всех своих произведениях Лист стремится к цельности. Так, его сонаты состоят из одной, а не из нескольких частей, как было принято.

В поисках вдохновения композитор обращается к литературным источникам. Среди его симфонических поэм - "Орфей" и "Прометей" (по древнегреческим мифам), "Гамлет" (по трагедии Шекспира), "Тассо" (по поэме Гете). Лист пишет симфонии "Фауст" и "Божественная комедия", а также несколько ораторий, оперу, два концерта для фортепьяно с оркестром и множество других произведений.

Одна из главных заслуг Листа в том, что он "превратил" рояль в оркестр. Он доказал, что фортепьяно - это не просто домашний инструмент, у него большое будущее. Музыкант в течение нескольких часов занимал внимание публики игрой только на одном инструменте (невиданное по тем временам явление). Когда Лист исполнял песни Шуберта, зрителям казалось, что они слышат голоса певцов. На концертах маэстро возникало полное впечатление, что фуги Баха играет органист, а симфонии Бетховена - целый оркестр.

Листа считали волшебником, а он просто был пианистом от Бога, бесконечно преданным своему инструменту. "...Мой рояль для меня то же, что для моряка его фрегат, для араба его конь, больше того, до сих пор он был моим "я", моим языком, моей жизнью! Он хранитель всего того, чем была движима моя душа в пылкие дни моей юности; ему я доверяю все мои помыслы, мои грезы, мои страдания и радости", - писал композитор.


Это интересно

Во время одного из концертов в России Лист выступал перед самой изысканной публикой. В ложе сидел сам император Николай I. Музыкант играл, а государь в это время громко разговаривал с адъютантом. Лист прервал игру.

- В чем дело? Продолжайте! - сказал Николай и махнул перчаткой в сторону рояля.

- Когда говорит император, остальные должны молчать, Ваше величество, - вежливо ответил Лист.

Николай дослушал концерт в полном молчании, а Листа сразу после выступления ждал полицмейстер с распоряжением в 24 часа покинуть Россию и никогда больше сюда не приезжать.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно