24 октября 1862 года из Кронштадта вышел в кругосветное плавание клипер "Алмаз". Морякам предстояло провести в море три года. Впереди грозные бури и полный штиль, шумные порты и экзотические острова. По вечерам, собираясь в кают-компании, молодые офицеры делились дневными впечатлениями, слушали рассказы бывалых моряков и слегка посмеивались над одним из своих товарищей, который почти никогда не принимал участия в их собраниях. Едва освободившись от дел, он запирался в каюте и занимался (чем бы вы думали?) сочинением музыки. Что и говорить, чудак этот Римский-Корсаков! А юному выпускнику Морского кадетского корпуса, потомственному моряку, действительно казалось, что в музыке он нашел свое призвание. Вернувшись к родным берегам, Римский-Корсаков познакомился с М.А. Балакиревым и показал ему плод своего труда - написанную на корабле симфонию. Вскоре произведение, доработанное под чутким руководством Милия Алексеевича, было с успехом исполнено на концерте Бесплатной музыкальной школы. Римский-Корсаков решил целиком посвятить себя музыке. Одним из первых его профессиональных сочинений стала симфоническая картина "Садко", определившая, по сути, дальнейшее направление творчества Николая Андреевича, вскоре обретшего славу композитора-сказочника. Плачет-жалуется в застенках Кащея Краса Ненаглядная, бесстрашно стремится ей на помощь витязь Королевич, а жестокая дочь Кащея хочет погубить юношу. Но дикую злобу в сердце царевны сменяет любовь. Горькие слезы проливает она от неразделенности своего чувства, и вместе со слезами дочери капля за каплей уходит жизнь из свирепого Кащея. Думал он, что никогда не заплачет его не знающая жалости дочь, вот и заключил в ее слезы свою смерть. Но любовь оказалась сильнее колдовских чар, и гибнет мрачное царство, открывается путь к счастью и радости. Это сюжет прекрасной оперы Римского-Корсакова "Кащей Бессмертный", написанной по мотивам русских народных сказок. Другая его опера, "Снегурочка", - также прекрасный памятник русскому фольклору. Это чудесная, немного грустная весенняя сказка о всепобеждающей силе любви, о тепле и солнце, всегда приходящих на смену зимней стуже как в природе, так и в сердцах людей. Свои сказочные сюжеты Римский-Корсаков находил и в произведениях русских писателей и поэтов. Так появились оперы "Ночь перед Рождеством", "Майская ночь" (по повестям Н.В. Гоголя), "Сказка о царе Салтане", "Золотой петушок" (по сказкам А.С. Пушкина). Даже в своих исторических операх композитор обращался к временам былинной, легендарной Руси. О походе Ивана Грозного на вольный город Псков рассказывает "Псковитянка", а в музыке "Сказания о невидимом граде Китеже и деве Февронии" можно расслышать, как стонет русская степь под копытами коней татаро-монгольских орд. Практически самоучка, Римский-Корсаков много и напряженно работал и вскоре достиг большого мастерства, которым щедро делился со своими учениками. Будучи преподавателем Петербургской консерватории, он воспитал таких выдающихся композиторов, как А.К. Глазунов, А.К. Лядов, С.С. Прокофьев, И.Ф. Стравинский и др. Наследие Римского-Корсакова значительно, он написал 15 опер, около 80 романсов, симфонические сюиты "Шехерезада" и "Анчар" и множество других произведений, принесших автору не только всероссийскую, но и всемирную славу. Смотрите также: Чайковский Петр Ильич (1843-1893) → Бетховен Людвиг ван (1770-1827) → Григорович. Еще раз про любовь → ...